Решение по иску Зубковой В.Д., Тагильцевой Л.М., Пономарева В.А., Пономаревой И.Л. к ООО `Управляющая компания `Дирекция единого заказчика` о защите прав потребителей



Дело № 2-581/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 09 июня 2012 года

Красногорский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мартынюк С.Л.,

с участием истцов Зубковой В.Д.., Тагильцевой Л.М..,

представителя ответчика Мигунова И.В..,

при секретаре Дога Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубковой В.Д., Тагильцевой Л.М., Пономарева В.А., Пономаревой И.Л. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Зубкова В.Д., Тагильцева Л.М., Пономарева И.Л., Пономарев В.А. обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» о защите прав потребителей. Просили обязать ответчика произвести перерасчет об оплате за текущий ремонт по адресам: < *** > (лицевой счет № ****), станция < *** > (лицевой счет № ****), станция < *** > (лицевой счет № ****) за период с **** года по настоящее время. Обязать ответчика произвести перерасчет по оплате холодного водоснабжения по адресу: < *** > (лицевой счет № ****), за период с **** по настоящее время. Обязать ответчика исключить из лицевого счета жилого помещения, расположенного по адресу: станция < *** > (лицевой счет № ****), предоставление холодной воды как коммунальной услуги. Обязать ответчика уменьшить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, < *** > (лицевой счет № ****), < *** > (лицевой счет № ****), < *** > (лицевой счет № ****). Обязать ответчика возместить расходы за услуги адвоката в сумме *** рублей. Обязать ответчика возместить моральный вред в сумме *** рублей.

В исковом заявлении истцы указали, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в < *** >: Зубкова В.Д. - собственником *** квартиры по адресу: < *** >; Тагильцева Л.М. собственником *** квартиры по адресу: < *** >, Пономарев В.А. – собственником *** квартиры по адресу < *** >. Жилье, находящееся в собственности истцов является неблагоустроенным, газ привозной, стоимость 1 баллона *** рублей, поскольку в квартирах отсутствует горячая и холодная вода, а также водоотведение, канализация отсутствует, так как туалет расположен на улице. В домах, и, собственно в квартирах, имеется лишь центральное отопление. Жилищно – коммунальные услуги в данном районе предоставлены ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика». Полагают, что предъявляемые ответчиком требования по оплате содержания жилья и предоставляемых коммунальных услуг является неправомерным и незаконным. Кроме того, истцам Тагильцевой Л.М. производится начисление за пользование холодной водой из водоразборной колонки, так как она расположена от дома на значительном расстоянии (около 500 метров). По этой причине на собственные средства жильцов был выкопан колодец, содержание и ремонт которого осуществляется на собственные средства жильцов. Также к ним предъявляются требования по оплате содержания и ремонта жилья. При этом, ответчик установил размер оплаты содержание и ремонта жилья в ** рублей *** копеек за квадратный метр. Полагают, что данный тариф не соответствует их условиям. В соответствии со статьей 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья, определяется на общем собрании собственников помещений. Ответчик никогда не проводил общего собрания собственников и не заключали договоры на обслуживание. Более того, ответчик никогда не высказывал своих предложений по размеру оплаты за содержание ремонт их жилых помещений. Также в их домах капитальный ремонт никогда не проводился, как и не проводился текущий ремонт. Истцы обращались к ответчику, в правоохранительные органы, к депутату в Роспотребнадзор с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, однако получали отказ. Также они не могут получить от ответчика информацию об объеме и платы за содержание и ремонт жилого помещения. Им только сообщили, что размер платы за содержание и ремонт состоит из расходов на текущий ремонт, уборку территории, вывоз мусора и услуги управления из расчета за квадратный метр. Полагают, что ответчик не предоставляет им услуги ненадлежащего качества, а также получает плату за непредоставляемые услуги, чем нарушает права как потребителей этих услуг. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании истец Зубкова В.Д. уточнила исковые требования, просила произвести перерасчет за текущий ремонт и управление с **** г., возместить ей расходы на адвоката в сумме *** руб., суду пояснила, что текущий ремонт ответчик не делает В него входят ремонт подъездов, какое- либо благоустройство двора, наличие детских площадок. Она просит исключить из оплаты тариф за текущий ремонт - *** руб. *** коп. АДС (аварийно-диспетчерская служба) пусть остается в отопительный сезон. Прочие затраты по *** коп. за *** кв. метр. пусть остаются. С уборкой придомовой территории *** руб. *** коп. согласна, дворник у них убирает. С вывозом и утилизацией ТБО (твердо-бытовые отходы) согласна, мусор у них вывозится. Просит исключить расходы по управлению в сумме *** руб. *** коп. Моральный вред заключается в том, что в **** г. им отключили отопление, их район, и поселок < *** > повторно не включали. С них взяли за отопление, а перерасчет сделали позднее. Ответчик незаконно начислял расходы по текущему ремонту и содержанию жилья по тарифам для благоустроенного жилья. После их обращения в правоохранительные органы, им стали начислять тариф как для неблагоустроенного жилья. Она никаких претензий по горячей воде не предъявляла. Когда ответчика наказал Роспотребнадзор за некачественную воду, всем разносили предписания о том, что кто не уберет краны, то их оштрафуют.

В судебном заседании истец Тагильцева Л.М. исковые требования поддержала в полном объеме, просила исключить из лицевого счета оплату холодного водоснабжения. Она пользуется колодцем, а не водоразборной колонкой, так как она расположена от дома на значительном расстоянии (около 500 метров). Вчера взяли анализ воды из колодца, но результата анализа еще нет. Также она просит исключить расходы за текущий ремонт и управление. Обход подвалов и чердаков в их дом не проводили. Запуск отопления она признает, щебень им привозили.

В судебное заседание истцы Пономарева И.Л. и Пономарев В.А. не явились, просили рассмотреть дело без их участия, поддержали в полном объеме первоначальные исковые требования.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» исковые требования не признал, представил письменный отзыв (л.д.182-184) суду пояснил, что ООО «УК ДЕЗ» оказывает истцам услуги надлежащего качества, просит в иске отказать.

Привлеченный в качестве третьего лица Управление Роспотребнадзора просило рассмотреть дело без их участия, пояснили, что за предоставление ООО «УК ДЕЗ» жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, последний был оштрафован в административном порядке (л.д.82).

Заслушав объяснения истцов, представителя ответчика исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Зубкова В.Д. является собственником *** квартиры по адресу: < *** > (л.д.11).

Тагильцева Л.М. является собственником *** доли *** квартиры по адресу: < *** > (л.д.15, 15 об.).

Пономарев В.А. является собственником *** квартиры по адресу < *** > (л.д.6).

Дома, в которых проживаю истцы, обслуживаются Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика». Данный факт не оспаривается сторонами.

Истцы считают, что ответчик не предоставляет им услуги надлежащего качества, соответственно, получает незаконно плату за не предоставляемые услуги, чем нарушает права потребителей этих услуг.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом

Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме и соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.

С учетом сложившейся судебной практики по делам о защите прав потребителей, закрепленной в абзаце третьем пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 года N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32), отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в том числе, из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ) и договоров на техническое обслуживание приватизированного, а также другого).

Таким образом, фактически сложившиеся правоотношения между сторонами находятся в поле действия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 1 ст. 4 которого предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно подп. "б", "г" и "д" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

При этом в соответствии с подп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:.. . з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Кроме того, согласно подп. "в" п. 40 названных Правил собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:.. . в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно п.п. 15, 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Согласно пунктов 68, 69, 71, 73 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307)

Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.

Ответчик предоставил справки о выполненных работах по текущему ремонту < *** > (л.д.146-148).

Между тем, как установлено судом в период с **** года по день рассмотрения и разрешения спора в суде со стороны ОАО "УК ДЕЗ" истцами не предоставлено доказательств по обеспечению ненадлежащего предоставления потребителям технического содержания жилья, двусторонние акты в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами сторонами не составлялись.

Таким образом, данное требование истцов не подлежит удовлетворению.

Истец Тагильцева Л.М. просит произвести перерасчет по холодной воде.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги. Дом № **** не оборудован инженерной системой, позволяющей обеспечивать жителей холодным водоснабжением.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
Обеспечение питьевой водой производится из водоразборной колонки в соответствии с договором на отпуск (получение) питьевой воды от **** года (л.д.194-198). Данный договор позволяет обеспечить питьевой водой всех собственников дома № **** < *** >.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией основанием для предоставления коммунальных услуг является договор управления, заключенный между собственниками помещений и данной организацией.

Договорами управления, заключенными между собственниками дома № **** и ООО «УК ДЕЗ» предусмотрена услуга холодного водоснабжения, что влечет за собой изменение условия договора, что влечет за собой изменение условий договора, в случае отказа от данной услуги.

В суде установлено, что только Тагильцева Л.М. и Б. из всех проживающих в доме **** года обращались к ответчику с заявлением о неначислении оплаты за холодное водоснабжение (л.д.205).

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие согласия остальных собственников жилого помещения в доме № **** < *** >, исковое требование Тагильцевой Л.М. является незаконным и необоснованным, следовательно, не подлежащим удовлетворению.

Истцы просят обязать ответчика уменьшить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, < *** > (лицевой счет № ****), < *** > (лицевой счет № ****), станция < *** > (лицевой счет № ****).

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В суде установлено, что собственниками многоквартирных домов < *** > № **** не проводились собрания по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
При расчетах за содержание и ремонт жилищного фонда с населением ООО «УК «дирекция единого заказчика» руководствуется в **** году Постановлением главы города от **** года № **** (л.д.149-152), в **** году Постановлением главы города от **** года № **** (л.д.153-156), в **** году Постановлением главы города от **** года № **** (л.д.157-160), которыми определена ставка платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В **** году ставка составляла *** руб. за кв.м., **** году ставка составляла *** руб. за кв.м., в **** году ставка составляла *** руб.. за кв.м. Ставки без учета скидки.
В соответствии с Постановлением № **** от **** г., в **** году ставка составляет *** руб. за кв.м. Ставка платы с учетом понижающего коэффициента для жителей домов № **** < *** > составляет *** руб. за кв.

Решение об уменьшении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственники могут принять на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Оценив представленные доказательства, учитывая, что истцы не представили суду соответствующего решения об уменьшении платы за содержание и ремонт жилого помещения, то исковое требование об уменьшении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не подлежит удовлетворению.

Поскольку судом не удовлетворены требования истцов о ненадлежащем оказании услуг, то не подлежит удовлетворению требование о взыскании компенсации морального вреда и расходов на юридические услуги.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Зубковой В.Д., Тагильцевой Л.М., Пономарева В.А., Пономаревой И.Л. к ООО УК «Дирекция единого заказчика» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом путем апелляционной жалобы через Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского.

Мотивированное решение изготовлено **** года.

Судья: С.Л. МАРТЫНЮК