Решение по иску Аввакумовой Л.Н. к ГУ-УПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о включении периодов в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии



№ 2-924-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2012 г.

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Смирновой Л.А.

С участием истца Аввакумовой Л.Н.

Представителя ответчика Пшенициной С.В.,

при секретаре Качалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Аввакумовой Л.Н. к

Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области

о включении периодов в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о включении в стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности, периодов трудовой деятельности в качестве заведующей здравпункта и старшей медицинской сестры детских дошкольных учреждений..

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования. В обоснование иска сослалась на то, что *** обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением от *** в назначении пенсии отказано в связи с тем, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет *** лет *** месяц *** дня. К зачету в специальный стаж не принято время работы в качестве заведующей здравпункта горбольницы с *** по ***, поскольку должность не предусмотрена Списками. Не включен период работы в должности старшей медицинской сестры яслей-сада , детского сада с *** по ***. В спорные периоды она занималась лечебной деятельностью по охране здоровья детей, выполняла медицинские рекомендации и назначения врачей, ставила прививки, проверяла соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и пр.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против требований истца по следующим основаниям. Период работы в должности заведующей здравпункта с *** по *** не подлежит включению в специальный стаж, поскольку должность не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г. (далее – Список № 464). Периоды работы в должности медицинской сестры детских дошкольных учреждений (ясли-сад, детский сад) не могут быть учтены, поскольку указанные учреждения не являются лечебно-профилактическими учреждениями, не предусмотрены номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 г. № 395, Списком № 464. Данные периоды не подтверждены в качестве периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Решением ответчика от *** (л.д. 5-9) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с отсутствием требуемого стажа работы.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). В определениях от 4 марта 2004 г. № 81-о, от 18 апреля 2006 г. № 84-о Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г. утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, распространяющийся на период до 01 ноября 1999 г.

В отношении периодов работы после 01 ноября 1999 г., а по желанию гражданина – и периодов работы до 01 ноября 1999 г., применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 г. (далее – Список № 1066).

В отношении периодов работы после 12 ноября 2002 г. применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях

здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 781 (далее – Список № 781).

Согласно Списку № 464 право на досрочную трудовую пенсию по старости имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списки №№ 1066, 781 содержат наименование должности заведующий фельдшерским здравпунктом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 данных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В примечании к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07 октября 2005 г. № 627, указано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Приказом Минздавсоцразвития Российской Федерации от 23 марта 2011 г. № 233 н утверждено Положение о врачебном (фельдшерском) здравпункте, согласно пункту 2 которого здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия). Основными функциями здравпункта являются:

оказание первичной медико-санитарной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях (при обострении), подозрении на острые профессиональные заболевания до приезда бригады скорой медицинской помощи;

организация по медицинским показаниям направления работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультации к врачам-специалистам;

выдача по требованию справок о факте обращения за медицинской помощью работникам, обратившимся за медицинской помощью;

подготовка списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодических медицинских осмотров;

осуществление контроля своевременного прохождения работниками предварительного и периодических медицинских осмотров;

организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации (предприятия);

проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлениях, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации (предприятия);

охрана здоровья работников организации (предприятия);

участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществление контроля за выполнением рекомендаций по результатам периодических медицинских осмотров на предприятии;

ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление экстренных извещений о предварительном диагнозе острого профессионального заболевания (отравления);

участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на предприятии (организации);

оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;

повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;

изучение и соблюдение правил охраны труда;

предоставление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах (пункт 8).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 1183н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля.

Данным Порядком установлено, что первичная медико-санитарная помощь больным заболеваниями терапевтического профиля осуществляется преимущественно по месту жительства или работы граждан (фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, поликлиника, кабинет врача общей практики (семейного врача), отделение (центр) общей врачебной (семейной) практики, здравпункт предприятия, здравпункт образовательного учреждения и других), является основой системы оказания медицинской помощи больным терапевтического профиля и включает мероприятия по профилактике, по своевременному (раннему) выявлению заболеваний, диагностике, лечению и медицинской реабилитации наиболее распространенных заболеваний терапевтического профиля, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому образованию населения.

Таким образом, законодатель относит к медицинской деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, выполнение обязанностей заведующего здравпунктом как структурного подразделения организации.

Из трудовой книжки (л.д. 17) усматривается, что истец с *** по *** работала в должности заведующей здравпункта горбольницы .

Из уточняющей справки МУЗ «Городская больница » (л.д. 36) видно, что истец в спорный период работала в должности заведующей здравпункта ГПТУ , который входил в штата горбольницы , протарифицирована как средний медицинский персонал.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о выполнении истцом в спорный период лечебной деятельности в должности и организации, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Истцом оспаривается невключение в специальный стаж периодов работы в должности старшей медицинской сестры детских дошкольных учреждений с *** по ***.

Действовавшими до 01 октября 1993 г. Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривалось включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил детские учреждения к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Последующие нормативно-правовые акты, регулировавшие основания и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии медицинским работникам - Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» - не относили детские ясли-сады к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений (учреждений здравоохранения).

С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 медицинским работникам детских садов, детских яслей и объединенных яслей-садов стало известно, что после прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 перестанет засчитываться в специальный стаж. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного, период работы истца в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде, детском саду после *** не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Аввакумовой Л.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о включении периодов в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Аввакумовой Л.Н. периоды работы:

- с *** по *** в должности заведующей здравпунктом Городской больницы ;

- с *** по *** в должности старшей медицинской сестры ясли-сада Управления образования.

В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы в должности старшей медицинской сестры с *** по *** отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в месячный срок со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 27 августа 2012 г.

Председательствующий: