Решение по гражданскому делу по иску Липаткина П.И. к ФКУ `Колония-поселение № 59 ГУФСИН по СО`, ГУФСИН по СО, Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета



№ 2-894/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 03 октября 2012 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Безукладниковой М.И.,

при секретаре Садыковой Ю. Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Липаткина П.И.

к

Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 59 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области»,

Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области,

Федеральной службе исполнения наказания России

о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета,

УСТАНОВИЛ:

В период с ** года по ** года истец проходил службу в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 59 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», уволен по ограниченному состоянию здоровья.

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным решения о снятии его с жилищного учета.

Истец просит:

- признать его и членов его семьи С., О., М. имеющими право на улучшение жилищных условий;

- обязать ФКУ КП-59 города Каменска-Уральского выдать жилищный сертификат с оплатой 100 процентов от стоимости жилья, требующегося для улучшения жилищных условий в соответствии с нормами, установленными законодательством Свердловской области.

В судебном заседании истец Липаткин П. И. исковые требования поддержал полностью, суду пояснил, что он являлся работником **. За период работы он и члены его семьи проживали в квартире <адрес>. В период учебы его дочь О. снималась с регистрационного учета и регистрировалась в общежитии на период учебы. По окончании учебы, она вновь вселилась и зарегистрировалась в квартире. Однако при решении вопроса о его нуждаемости в жилом помещении, жилищно-бытовая комиссия колонии сочла, что он улучшил свои жилищные условия и его исключили из очереди. О данном факте ему стало известно только после увольнения из колонии. Он обращался к руководству, но ему отказали в восстановлении в очереди. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 59 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» Валетова В. В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истец являлся работником КП-59. В КП-59 была создана жилищная комиссия, которая решала вопросы о распределении жилья между служащими. Истец обращался с заявлением о постановке его на жилищный учет, и он был поставлен в очередь. Впоследствии его дочь снялась с регистрационного учета и выехала из квартиры, и учетная норма на члена семьи истца стала превышать норму предоставления жилья, он был исключен из очереди. Иных основания для исключения его из очереди не имелось. Кроме того, полагала, что истец пропустил трехмесячный срок исковой давности, который установлен статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Сазонова О. В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что удовлетворить требования истца не представляется возможным, поскольку установлен порядок обращения за жилищным сертификатом. Истец должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, затем подать рапорт о включении его в списки на получение сертификата. Подача рапорта обязательна, поскольку предусмотрено несколько программ для реализации и гражданин при обращении должен указать какой программой он желает воспользоваться. Кроме того, рапорт о включении в списки на получение жилищного сертификата подается до 01 июля года предыдущего году получения сертификата. На ** года все обращения были приняты в ** года. Список КП 59 был сформирован и представлен в ГУФСИН России по Свердловской области, где был сформирован сводный список по области и утвержден ** года. Внесение изменений и дополнений в утвержденные списки на получение жилищных сертификатов не допускается. Соответственно выдать истцу сертификат в ** года невозможно.

Представитель ответчика ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец исключен из очереди на улучшение жилищных условий решением жилищно-бытовой комиссии ФГУ КП-59 города Каменска-Уральского, отраженным в протоколе от ** года, в связи с тем, что учетная норма жилого помещения у него увеличилась за счет снятия дочери Л. с регистрационного учета и стала превышать учетную норму (л.д. 78-80).

Согласно послужному списку (л.д. 179-187) Липаткин П. И. принят на работу ** года в **, согласно приказу от ** года, уволен по ограниченному состоянию здоровья пункт 3 статьи 58 Положения «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ** года.

Согласно материалам учетного дела Липаткин П. И. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий решением, отраженным в протоколе от ** года, на основании чего состоял в очереди (л.д. 67).

При этом из материалов дела усматривается, что истец состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий: в ** года № очереди **, согласно протоколу от ** года; в ** года № очереди **, согласно протоколу от ** года; в ** года № очереди **, согласно протоколу от ** года (л.д. 68).

Из справки ЖУ от ** года за , следует, что Липаткин П. И. был зарегистрирован с ** года по адресу: <адрес>, жилое помещение площадью жилой ** кв.м, общей площадью ** квм. В указанном жилом помещении зарегистрированы вместе с истцом: жена С. с ** года, дочь М. с ** года, дочь О. с ** года (л.д. 69).

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от ** года решено снять с жилищного учета Липаткина П. И. на основании статьи 6 Федерального закона «О вступлении в действие Жилищного кодекса РФ» (л.д. 78-80). Основание для снятия истца с жилищного учета явился факт снятия с регистрации дочери истца Г., в связи с чем норма жилой площади на каждого члена семьи истца увеличилась.

В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Суду не представлено сведений о вручении истцу письменного извещения о снятии с жилищного учета.

Допрошенная в качестве свидетеля секретарь жилищно-бытовой комиссии Р. суду пояснила, что она не подписала протокол истцом, хотя он значился в членах комиссии, письменного извещения также не направляла.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2009 года № 1549-О-П положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Согласно справкам, выданным ** (л.д. 83, 84) О. была зарегистрирована по месту пребывания и проживала в общежитии по <адрес> с ** года по ** года, с ** года по ** года, с ** года по ** года

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что О. не приобретала право пользования жилым помещением в общежитии, а равно не утрачивала право проживания в квартире по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец был исключен из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий, неправомерно, поскольку временное отсутствие его дочери по месту постоянного проживания не может являться основанием для исключения, и подлежит включению в эти списки.

Иных оснований для исключения из списков очередников суду не заявлялось.

Кроме того, истец просит обязать ФГУ КП-59 города Каменска-Уральского, Главное управление федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области выдать ему жилищный сертификат.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В соответствии с пунктом 2 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее – Правила) государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Участие в подпрограмме добровольное.

Пунктом 3 Правил установлено, что сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Пункт 5 Правил устанавливает, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).

В соответствии с пунктом 9 Правил военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).

Пункт 11 Правил устанавливает, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением необходимых документов.

Пункт 24 Правил устанавливает, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

В соответствии с пунктом 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

В соответствии с пунктом 33 Правил Государственный заказчик подпрограммы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников подпрограммы.

В соответствии с пунктом 34 Правил органы исполнительной власти до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, установленному графиком выпуска и распределения сертификатов, представляют государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов в пределах предусмотренных этим графиком для каждого из органов исполнительной власти средств на предоставление социальных выплат (в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы отдельно).

В судебном заседании установлено, что истец в установленном порядке с рапортом о включении его в списки на выдачу сертификата не обращался. Надлежащие документы не предоставлял.

Согласно сводного списка граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ** года по ГУФСИН России по Свердловской области от ** года Липаткин П. И. в списке отсутствует, список утвержден (л.д. 188-189).

Согласно сводного списка граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ** года по ГУФСИН России по Свердловской области от ** года Липаткин П. И. в списке отсутствует, список утвержден (л.д. 190-191).

При таких обстоятельствах, списки по обязательствам государства по выдаче жилищных сертификатов на ** года, ** года сформированы и утверждены. Включение новых лиц в указанные списки запрещено.

Требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.

Также суд не может принять решение о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий членов семьи истца, поскольку сами они таких требований не заявляли. При принятии решения в отношении истца Липаткина П. И. наличие членов его семьи учтено.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Липаткина П.И. к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 59 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 59 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» от ** года в части снятия Липаткина П.И. с жилищного учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 59 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» включить Липаткина П.И. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В остальной части исковые требования истца, в том числе к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания России, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Решение в окончательной форме изготовлено ** года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова