Решение по иску СРОО ОЗПП `Общественный контроль` к ИП Волкову А.В. о защите прав потребителей



Дело № 2-992/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 09 октября 2012 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Безукладниковой М.И.,

при секретаре Садыковой Ю.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»

к

Индивидуальному предпринимателю Волкову А.В.

о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

Свердловская региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» обратилась в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Волкову А. В. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в порядке статей 45,46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В исковом заявлении истец просит обязать ответчика:

- обеспечить внутри торгового павильона ответчика в доступном и наглядном для потребителей месте Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя Волкова А. В. и наименование органа, зарегистрировавшего его;

- обеспечить внутри торгового павильона ответчика в доступном и наглядном для потребителей месте Правила продажи отдельных видов товаров;

- установить на видном и доступном в торговом павильоне ответчика для потребителей месте книгу отзывов и предложений в специальном открытом футляре, в прошнурованном и пронумерованном виде, заверенной печатью продавца в соответствии с пунктом 2 Инструкции о книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания, утвержденной Приказом Минторга СССР от 23 июля 1973 года № 139;

- обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, адреса и наименования изготовителя товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, срока годности, подписи материально ответственного лица, даты оформления ценника;

- по требованию потребителей предоставлять сертификаты соответствия (декларации о соответствии) на реализуемые товары;

- в установленном законом порядке довести через городские средства массовой информации, в частности, через Каменск-Уральскую городскую газету «Новый компас» до сведения потребителей решение суда;

также просит взыскать с ответчика судебные издержки по оплате юридических услуг в размере ** рублей.

В судебном заседании представитель истца Мигунов И. В. исковые требования не поддержал, указал, что недостатки устранены, но необходимо разрешить вопрос по судебным расходам. В обоснование исковых требований указал, что в результате проверки установлены нарушения, которые отражены в акте проверки, в настоящее время все недостатки устранены.

Ответчик Индивидуальный предприниматель Волков А. В. в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика индивидуального предпринимателя Волкова А. В. Заостровская В. В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что заявленные недостатки не имели места, продавец не сориентировалась, однако вся документация была на месте. Также указала, что полагает, что истец не вправе обращаться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из копий Протокола учредительного собрания, Устава СРОО ОЗПП «Общественный контроль» (л.д. 10) и свидетельств о государственной регистрации некоммерческой организации от ** года, о внесении записи в ЕГРЮЛ от ** года (л.д. 8, 9), указанная общественная организация потребителей создана с целью содействия защиты прав и свободных интересов потребителей, как отдельных физических лиц, так и неопределенного круга лиц, содействия совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей, для чего реализует, в том числе, указанные в статьях 45, 46 Закона «О защите прав потребителей» задачи.

Закон «О защите прав потребителей» в действующей редакции регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Части 1, 2 статьи 45 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе в том числе: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). На основании статьи 46 Закона «О защите прав потребителей уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, истец должен доказать наличие обстоятельств, указывающих на нарушение ответчиком норм законодательства в сфере защиты прав потребителей и совершение им действий, нарушающих права потребителей.

Сторона истца ссылалась на акт проверки (л.д. 11, 12) и фотоснимки (13-16), как доказательства.

Согласно акта выявленных нарушений прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля от ** года, в ходе которой сотрудники СРООО ОЗПП проверили ИП Волкова А. В.

В акте указано, что отсутствует свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, правила продажи отдельных видов товаров, книга отзывов и предложений, неправильно оформлены ценники, не представлены сертификаты соответствия на «Воронцовские сухарики».

Данный акт не подписан ответчиком, стоит подпись продавца.

Согласно пунктов 1, 2 статьи 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

На основании пункта 1 статьи 9 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Пункты 9, 10 Правил продажи отдельных видов товаров устанавливают, что названные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

На основании пунктов 2, 3 статьи 11 Закона «О защите прав потребителей», пункта 3 Правил продажи отдельных видов товаров режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей (не государственных и муниципальных), а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

Законодательство не содержит требований к Индивидуальному предпринимателю о размещении вывески, как не содержит требований и к параметрам вывески, а требует только информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего органа.

В настоящее время на момент рассмотрения дела такая информация имеется, что подтверждается пояснениями представителя ответчика и не оспаривалось представителем, кроме того подтверждается представленными фотографиями (л.д. 43-46).

Таким образом, требования истца о размещении именно вывески с указанной информацией не основаны на действующем законодательстве, иных нарушений в данной части в настоящее время не усматривается.

Доводы истца о том, что в нарушение пункта 8 Правил продажи отдельных видов товаров, и пункта 17 Приказа Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания» (вместе с «Инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания», утвержденной Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139) книга отзывов и предложений отсутствует, суд также не может принять во внимание.

В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Такая книга у ответчика имеется (л.д. 43). Таким образом, такая книга должна быть у любого продавца обязательно, но храниться она может в любом другом, недоступном для потребителей месте и выдаваться только по их требованию. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. То есть отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться только теми нормативными актами, принятие которых предусмотрено федеральным законом. Данный тезис подтверждается и пунктом 2 статьи 1 Закона, который гласит: «Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей». В соответствии со статьей 26 Закона «О защите прав потребителей» правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации. Как уже говорилось выше, Правительство Постановлением от 19 января 1998 г. N 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров, пункт 8 которых обязывает продавца иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по его требованию. Никаких других требований для книги отзывов и предложений Правительством Российской Федерации не установлено, поэтому требования, содержащиеся Приказе Минторга, не являющегося Правительством, не могут применяться, как не соответствующие требованиям Правил продажи отдельных видов товаров, и юридической силы иметь не будут. Следовательно, требования истца об обязании ответчика разместить книгу отзывов и предложений в специальном футляре на видном и доступном месте не основаны на действующем законодательстве. Ответчик обязан только представить данную книгу по требованию покупателя.

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998 года у ответчика также имеется, на момент рассмотрения дела представленными фотографиями подтверждается, что указанные документы вывешены в доступном и наглядном месте (л.д. 43).

Доводы истца о том, что отсутствовали сертификаты на товар и товарно-сопроводительные документы, также не нашли своего подтверждения. Они опровергаются представленными ответчиком сертификатами соответствия и накладными (л.д. 47-51).

В силу пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Остальная информация может не размещаться на ценнике, а размещаться в иных местах, в том числе и на этикетках.

Из представленных истцом фотографий (л.д. 45-46) видно, что в настоящее время ценники на товарах выполнены единообразно, имеется указание наименование товара, цены, имеется подпись материально ответственного лица, имеется дата оформления ценника. То есть имеется вся необходимая информация, предусмотренная правилами. Наличие печати для ведения предпринимательской деятельности необязательно.

Таким образом, суд считает, что на момент рассмотрения дела какие-либо действия ответчика не нарушают нормы в сфере законодательства о защите прав потребителей. Нарушения, если они и были на момент составления акта от ** года, устранены и обязать ответчика устранить нарушения нет оснований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Истец просит взыскать в его пользу издержки, связанные с рассмотрением дела в сумме ** рублей, за оплату услуг представителя ООО «А.».

В качестве доказательств, обосновывающих расходы, представлены договор об оказании услуг от ** года между истцом и ООО «А», квитанция к приходному кассовому ордеру от ** года на сумму ** рублей.

В соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» к Индивидуальному предпринимателю Волкову А.В. о защите прав потребителей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Решение в окончательной форме изготовлено ** года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова