Решение по жалобе старшего государственного налогового инспектора на постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Стахеевой С.Ю. по ч.1 ст. 15.5 КоАП РФ



Дело № 12-27/2011 г.

РЕШЕНИЕ

г. Каменск-Уральский 15 февраля 2011 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Иваницкого И.Н.,

при секретаре Кокшаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 П..,

на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Красногорского района г. Каменска-Уральского Свердловской области * от * года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Красногорского района г. Каменска-Уральского Свердловской области от * года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Стахеевой С.Ю. в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо, составившее протокол - инспектор П. - подало жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить. В обоснование жалобы П. указал, что в соответствии со ст. 80, 83 НК РФ представляют налоговые декларации в налоговый орган в электронном виде по установленным формам, которую подписывает налогоплательщик или его представитель. Право на представителя закреплено в ст. 29 НК РФ. Стахеева С.Ю. при предоставлении декларации действовала по доверенности и являлась уполномоченным лицом. Полагает, что налоговая декларация является документом налоговой отчетности, а не бухгалтерской, а значит Пленум Верховного Суда РФ №18 от 24.10.2006 г. не может применяться. В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет. В соответствии с п.1 ст. 6. ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Считает, что подпись налогоплательщика на декларации (К.) опровергается сведениями ЭПЦ о том, что декларация отправлена Стахеевой С.Ю. Полномочия Стахеевой С.Ю., предусмотренные доверенностью, подпадают под признаки должностного лица, установленные ст. 2.4 КоАП РФ. Запрос мирового судьи о предоставлении дополнительных материалов поступил в инспекцию уже после рассмотрения дела судьей, а значит суд необоснованно вынес постановление по делу, а не вернул протокол для устранения недостатков. Стахеева С.Ю. действует в качестве представителя на основании доверенности, выданной в соответствии с договором между ОАО "*" и ООО "*" Просит отменить постановление мирового судьи, вынести новое решение о привлечении Стахеевой С.Ю. к административной ответственности.

Стахеева С.Ю. в судебное заседание не явилась, представила заявление о согласии с постановлением мирового судьи и на рассмотрение дела в ее отсутствие.

Прудников С.В. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Проверив материалы дела, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Статья 19 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками являются организации, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация как документ налоговой отчетности представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Конкретные сроки представления декларации и обязанность подавать ее определяются отдельно по каждому виду налога.

Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечается, что, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Таким образом, субъектами рассматриваемого правонарушения являются руководитель организации-налогоплательщика или ее бухгалтер (главный бухгалтер). При этом организация как юридическое лицо, а также налогоплательщики - физические лица и индивидуальные предприниматели - за нарушение сроков подачи налоговой декларации несут налоговую ответственность, установленную статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Разъяснения высшей судебной инстанции не могут быть проигнорированы судом при рассмотрении дела, поскольку являются официальным толкованием ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и конкретно определяют субъекта данного административного правонарушения.

Из протокола об административном правонарушении следует, что налоговая декларация ОАО "*" была предоставлена в налоговую инспекцию * года, то есть с нарушением срока предоставления отчетности за * квартал * года* года За данное правонарушение должностным лицом к ответственности по ч.1 ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была привлечена Стахеева С.Ю., действующая на основании доверенности от имени общества.

Таким образом, налогоплательщиком в рассматриваемом деле является ОАО "*", на которое возложена обязанность по предоставлению отчетности в налоговый орган.

Из копии договора возмездного оказания услуг от * года следует, что ОАО "*" (Заказчик) поручает, а ООО "*" (Исполнитель) принимает обязательства по представлению Заказчика в налоговых органах, сотрудникам Исполнителя предоставлено право подписывать первичные финансовые документы на основании доверенности.

Из копии доверенности от * года следует, что ОАО "*" в лице Генерального директора ООО "*" Ф делегирует Стахеевой С.Ю. полномочия по представлению интересов общества как налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, которое осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Таким образом, полномочия Стахеевой С.Ю. по представлению ОАО "*" в налоговых органах основаны на законе и договоре.

В силу закона действия представителя (ООО "*" в лице Стахеевой С.Ю.) порождают права и обязанности исключительно у представляемого лица (ОАО "*"»). При этом посредством доверенности можно передать другому лицу только полномочие на совершение юридически значимых действий. Законодательством не предусмотрена возможность возложить свою юридическую ответственность на другое лицо на основании гражданско-правовой сделки (договор, доверенность).

Кроме того, мировым судьей правильно отмечено, что достоверность сведений в налоговой декларации подтверждена К., т.е. иным лицом. Более того, сведения, представленные из системы централизованного обмена электронными документами * (2.11.2.2) не позволяют идентифицировать юридическое лицо, представившее декларацию, т.е. судить о том, что декларация, направленная Стахеевой С.Ю. содержит налоговую отчетность ОАО "*"

Утверждение инспектора о том, что Стахеева С.Ю. является должностным лицом, в соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным, поскольку она не обладает признаками такового.

При таких обстоятельствах, мировой суд пришел к правильному выводу, о том, что Стахеева С.Ю. не является субъектом данного административного правонарушения.

Оснований для изменения либо отмены постановления мирового судьи, суд не усматривает.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 П. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Красногорского района г. Каменска-Уральского Свердловской области от * года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Стахеевой С.Ю. в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, а постановление мирового судьи – БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ.

Решение вступает в силу со дня его вынесения.

Судья Иваницкий И.Н.