Дело № 12-110/2012 РЕШЕНИЕ г. Каменск-Уральский 18 сентября 2012 года Судья Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Иваницкий И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ЖКХ Красногорское» Мавродиева В.А. на постановление главного государственного инспектора г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа по пожарному надзору Ч. от 06.07.2012 года, которым Мавродиев В.А., *** привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Постановлением главного государственного инспектора г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа по пожарному надзору Ч. от 06.07.2012 года по делу об административном правонарушении, Мавродиев В.А. был признан виновным в том, что *** года в *** часов *** минут, на территории, в здании (сооружениях) и помещениях ООО «ЖКХ «Красногорское», расположенного по адресу: Свердловская область г. Каменск-Уральский, ул. *** нарушил Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ), утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, а именно: В инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за: а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта; б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств; в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре); г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания; д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара; ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны; з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара; л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах; м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара; и) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития. (п. 462 ППР РФ) Кроме того, в служебных помещениях допускается использование удлинителей для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ (п. 42 ППР РФ); Косоуры лестничных маршей и балки площадок не доведены до требуемого предела огнестойкости (ППБ 0l-03; СНиП 21-01 -97* п. 5.18*); В цокольном этаже допускается размещение мастерской (п. 23-г ППР РФ); Под лестничным маршем допускается хранение мебели и горючих материалов (п. 23-к ППР РФ); На путях эвакуации не размещены знаки пожарной безопасности; (п. 43 ППР РФ); Отсутствует инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигнала о пожаре; (п. 64 ППР РФ); Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность в гараже (п. 55 ППР РФ); Пожарный рукав не подцеплен к пожарному крану и стволу в гараже (п. 57 ППР РФ); Строение гаража не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; (п. 4 НПБ 110-03); Строение склада не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 4 НПБ 110- 03); На первом этаже общего коридора допускается установка металлической решетки; (п. 36-а ППР РФ); С первого этажа отсутствует второй эвакуационный выход (СНиП 21-01-97* п. 6.13*); На путях эвакуации допускается применение материалов с более Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 для покрытия стен общих коридоров (масляная краска) (СНиП 121- 01-97* п. 6.25*); за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия лица квалифицированы по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мавродиев В.А. не согласился с указанным постановлением и подал жалобу, в которой просил постановление должностного лица отменить. В обоснование указал, что помещения, в которых расположено общество взяты в аренду, следовательно, за нарушения, выявленные при проверке, должен нести ответственность арендодатель, собственник имущества также должен отвечать за отсутствие автоматической сигнализации в помещениях гаража и склада, поскольку их установка относится к капитальным затратам. Договором аренды обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности не возложена на Мавродиева В.А., выявленные нарушения были устранены. Полагает, что при проведении проверки был нарушен Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку в распоряжении № 202 неправильно указана организационно-правовая форма общества. Кроме того, указывает, что был незаконно привлечен к ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), которые на момент проверки не действовали. В судебном заседании защитник Мавродиева В.А. – Копырина А.М. доводы жалобы поддержала полностью. Из протоколов № *** об административном правонарушении от *** года следует, что *** года в *** часов *** минут, Мавродиев В.А., являясь должностным лицом – директором ООО «ЖКХ «Красногорское» – ответственным за обеспечение пожарной безопасности в помещениях общества, расположенных по ул. *** в г. Каменске-Уральском Свердловской области, нарушил Правила противопожарного режима в РФ, за что предусмотрена ответственность по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам. Части 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а также к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Правилами противопожарного режима в РФ на руководителя организации возложены обязанности по организации проведению проверок работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода (п.55), по укомплектованию пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, которые должны быть соединены (п. 57), по обеспечению исправного состояния на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (п. 43); по обеспечению в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (п. 64). Кроме того, в соответствии с п. 2 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обязан утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая должна содержать сведения, перечисленные в п. 462 Правил. Статус Мавродиева В.А. подтверждается приказом от *** года о назначении его в качестве директора ООО «ЖКХ «Красногорское». Наличие на момент проведения проверки нарушений Правил противопожарного режима в РФ не оспаривается Мавродиевым В.А., а также подтверждается протоколами об административном правонарушении, актом проверки № *** от *** года, а также представленными самим Мавродиевым В.А. фотографиями помещений до и после устранения нарушений. При таких обстоятельствах, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, пришло к правильным выводам о виновности Мавродиева В.А. в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд не может согласиться с доводами Мавродиева В.А. об отсутствии у него обязанности по соблюдению правил противопожарного режима в арендованных помещениях. В соответствии с п. 2 Правил противопожарного режима в РФ ответственность по их соблюдению возложена, в том числе, на руководителей организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты. Поскольку договором аренды муниципального имущества от *** права владения и пользования помещениями, расположенными по ул. *** в г. Каменске-Уральском Свердловской области, переданы ООО «ЖКХ «Красногорское», то Мавродиев В.А., как директор этого общества, является ответственным лицом по соблюдению Правил противопожарного режима в РФ. Также судья не может согласиться с доводами о недопустимости доказательств, полученных при проведении проверки вследствие нарушения процедуры, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона недопустимыми доказательствами являются только грубые нарушения настоящего закона, допущенные при проведении проверки. Перечень грубых нарушений Закона содержится в ч. 2 ст. 20 Закона и является исчерпывающим. Ошибка при указании организационно-правовой формы юридического лица не может служить основанием для признания доказательств недопустимыми. Вместе с тем, судья полагает, что Мавродиев В.А. необоснованно привлечен к ответственности за использование удлинителей для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ (п. 42), за устройство мастерской в цокольном этаже (п. 23-г), за хранение под лестничными маршами мебели и других горючих материалов (п. 23-к), за нарушение правил эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов (п. 36-а), а также за отсутствие автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации (п.4 НПБ 110-03) и за несоответствие нормативам предела огнестойкости косоуров лестничных маршей и балок площадок (п. 5.18 СНиП 21-01-97, п.3 ППБ 01-03), отсутствие второго эвакуационного выхода с первого этажа (6.13 СНиП 21-01-97), применение масляной краски на путях эвакуации (6.25 СНиП 21-01-97). Из содержания указанных норм не следует, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является руководитель организации, а в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, свидетельствующие о возложении на Мавродиева В.А. обязанности по их соблюдению. При таких обстоятельствах, производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение требований п. 42, п. 23-г, п. 23-к, п. 36-а Правил противопожарного режима в РФ, п.4 НПБ 110-03, п. 5.18, 6.13, 6.25 СНиП 21-01-97 подлежит прекращению в связи с недоказанностью факта возложения на Мавродиева В.А. обязанностей по их соблюдению. Кроме того, поскольку нарушения правил противопожарного режима были выявлены *** года, то доводы Мавродиева В.А. о необоснованном привлечении к ответственности за нарушение п. 3 Правил противопожарной безопасности (ППБ 01-03) заслуживают внимания. При назначении наказания Мавродиеву В.А. должностным лицом было учтено имущественное положение – размер заработной платы, а также смягчающее обстоятельство – устранение выявленных нарушений. Таким образом, наказание, назначенное Мавродиеву В.А. за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует считать назначенным в размере 6000 рублей. Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: В удовлетворении жалобы директора ООО «ЖКХ Красногорское» Мавродиева В.А. отказать. Постановление главного государственного инспектора г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа Ч. от 06.07.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ЖКХ Красногорское» Мавродиева В.А. – изменить. В связи с недоказанностью факта возложения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности прекратить в отношении Мавродиева В.А. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение требований п. 36-а Правил противопожарного режима в РФ, п.4 НПБ 110-03, п. 5.18, 6.13, 6.25 СНиП 21-01-97, а также в прекратить производство по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к ответственности за невыполнение требований п. 42, п. 23-г, п. 23-к Правил противопожарного режима в РФ. Считать Мавродиева В.А. привлеченным к административной ответственности в качестве должностного лица по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение п. 43, п. 64, п. 462 Правил противопожарной безопасности в РФ, а также по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение п.55, п. 57 Правил противопожарной безопасности в РФ к штрафу в размере 6000 (шести тысяч) рублей. Решение суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Красногорский районный суд. Решение вступило в законную силу 01 октября 2012 года. Судья И.Н. Иваницкий