Постановление в отношении ГОУ НПО СО `Каменск-Уральский профессиональный агролицей` по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ



Дело № 5-11/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Каменск-Уральский 29 марта 2011 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Иваницкого И.Н.,

при секретаре Ивакиной О.В.,

с участием представителя ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» Удачиной Ю.С.,

старшего помощника прокурора г. Каменска-Уральского Гилязова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

20 января 2011 года прокуратурой г. Каменска-Уральского при проверке соблюдения требований законодательства о лицензировании Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский профессиональный агролицей», расположенным по ул. *** в г. Каменске-Уральском Свердловской области выявлено нарушение в виде осуществления образовательной деятельности по подготовке водителей погрузчиков, не предусмотренной приложением к лицензии.

Выявленные нарушения послужили поводом для возбуждения первым заместителем прокурора г. Каменска-Уральского 20.01.2011 года дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы которого направлены в суд.

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении представитель юридического лица факт нарушения не признал, пояснил, что лицей производил не подготовку, а осуществлял переподготовку по специальности «водитель погрузчика» лиц, имеющих смежные специальности.

В обоснование постановления прокурором представлен устав ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей», из которого следует, что лицей вправе осуществлять деятельность, приносящую доход; лицензия на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой отсутствует указание на программу начального профессионального образования «Водитель погрузчика»; рабочая учебная программа подготовки водителей погрузчика; справка о количестве лиц, прошедших обучение по профессии «Водитель погрузчика» в 2008-2010 годах; расчет стоимости обучения; приходный кассовый ордер, копия договора на профессиональное обучение, список лиц, обучившихся по программе «Водитель погрузчика» в 2010-2011 годах; копии свидетельств о государственной аккредитации, о постановке на налоговый учет, о внесении записи в ЕГРЮЛ.

В судебном заседании представитель ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» пояснил, что лицей является учреждением, финансируемым из бюджета Свердловской области. В соответствии с Положением о платных услугах лицей вправе осуществлять переподготовку по профессии «Водитель-погрузчик» на платной основе. Такая деятельность осуществлялась агролицеем с 2008 по 2011 год, за это время 91 человек прошел обучение по указанной программе. На основании Положения с лицами, желающими получить указанную профессию, заключались возмездные договоры на профессиональное обучение. Средства, полученные от данного вида деятельности, расходовались на дополнительные выплаты сотрудникам лицея и на обновление материально-технической базы. Данный вид деятельности осуществлялся систематично и был направлен на получение прибыли. Обучение по профессии «Водитель погрузчика» не предусмотрено действующей лицензией, однако в настоящий момент в Министерство образования Свердловской области направлен пакет документов на получение новой лицензии, где данный вид деятельности уже предусмотрен в приложении.

В судебном заседании представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, представлено положение об оказании дополнительных платных образовательных услуг, письмо в адрес министра общего и профессионального образования Свердловской области, свидетельство инспектора гостехнадзора, проект приложения к лицензии.

В судебном заседании прокурор заявил, что факт оказания ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» платных услуг обучению по профессии «Водитель погрузчика» установлен в ходе проверки. Данная деятельность не предусмотрена лицензией лицея и осуществлялась на платной основе. Однако ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» не доказано, что от данного вида деятельности лицей получал прибыль. Просил в качестве наказания применить в отношении юридического лица административное приостановление деятельности по подготовке «Водителей погрузчика» на срок 90 суток.

Выслушав представителя ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей», прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 33.1 Федерального закона «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию, при этом сведения об образовательных программах, разрешенных образовательному учреждению, указываются в приложении к лицензии.

В судебном заседании установлено, что ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» в период с 2008 года по 20.01.2011 года оказывал на платной основе образовательные услуги по подготовке учащихся по профессии «Водитель погрузчика», указание на которую отсутствует в приложении № 1 к лицензии лицея на право осуществления образовательной деятельности.

Следовательно, деятельность лицея по подготовке водителей погрузчиков нельзя расценивать, как нарушающую требования и условия лицензии, поскольку разрешение на такую деятельность ему предоставлено не было.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, которая в зависимости от источника финансирования может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» является учреждением, финансируемым из бюджета Свердловской области. Пунктом 2.3.2 Устава предусмотрено право лицея на оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе. При подготовке учащихся по профессии «Водитель погрузчика» учреждение получало доход в виде платы за обучение, которым распоряжалось по собственному усмотрению.

Таким образом, деятельность лицея была связана с извлечением дохода от конкретного вида деятельности – обучение по профессии «Водитель погрузчика», не предусмотренного лицензией.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции.

Суд не может согласиться с утверждением прокурора о том, что лицей не представил доказательств, свидетельствующих о получении прибыли от оказания услуг. Данное обстоятельство является одним из признаков состава правонарушения и подлежит доказыванию. В силу п. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность доказывания лежит на должностных лицах, наделенных правом возбуждения дел об административных правонарушениях, а не на лице, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Из договора на профессиональное обучение, приходно-кассового ордера, представленных прокурором, следует, что лицей получал доход от оказания платных услуг, при этом такая деятельность носила систематичный характер.

На основании изложенного суд считает, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский профессиональный агролицей» прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд путем подачи жалобы или принесения протеста через Красногорский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление, как не обжалованное, вступило в законную силу 11 апреля 2011 года. СУДЬЯ И.Н. ИВАНИЦКИЙ