Решение о признании права собственности на жилой дом



Дело №

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Красногорское ДД.ММ.ГГГГ

Красногорский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Белущенко М.Ю.,

при секретаре Титовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорева Виктора Федоровича к администрации Усть-Ишинского сельсовета, администрации Красногорского района, Мережко Игорю Николаевичу о признании прива собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Хорев В.Ф. обратился в суд с иском к администрации Усть-Ишинского сельсовета, администрации Красногорского района о признании за ним права собственности на жилой дом общей площадью 15,2 кв.м., в том числе жилой 15,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование указывает, что 29 января 2008 года Хорев В.Ф. приобрел у Мережко Галины Петровны на основании договора купли-продажи спорный жилой дом. Обратиться в регистрирующий орган для регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности не успели по причине смерти Мережко Г.П. Право собственности за третьими лицами не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРП. Указывает, что с момента подписания договора и по настоящее время он пользуется жилым домом, несет бремя его содержания. В качестве правового обоснования иска ссылается на ч.3 ст.165 ГК РФ.

Определением суда от 26 августа 2010 года в качестве соответчика привлечен Мережко И.Н., наследник умершей Е.

Истец Хорев В.Ф. и его представитель Печенина О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Заявлений и ходатайств не подавали.

Представители ответчиков администрации Усть-Ишинского сельсовета и администрации Красногорского района в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Ответчик Мережко И.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не подавал. Представитель ответчика по доверенности Мерлушкина С.И. в судебном заседании настаивает на рассмотрении дела по существу без присутствия истца, дважды не явившегося в судебные заседания без уважительных причин. По существу заявленных требований возражает, указывая, что наследник Мережко И.Н. зарегистрировал свое право собственности на спорный дом в порядке наследования. Наследодатель Е. дом не продавала, цена договора 50000 рублей явно занижена. Представленный истцом договор купли- продажи имеет пороки, поскольку не определен предмет договора – указан жилой дом общей площадью 75 кв.м., а в иске просят признать право собственности на дом площадью 15,2 кв.м., по договору продается не только дом, но и земельный участок, на котором он расположен, хотя в п.3 договора указано, что земельный участок принадлежит продавцу на праве аренды на основании Постановления Главы администрации Красногорского района №702. Постановление датировано 11.09.2008г., однако договор заключен 29.01.2008 года. То есть в договоре указаны данные, ставшие известными после его заключения, что прямо указывает на его подложность.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения представителя ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

В силу ст.218 ч.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании ст. 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации права собственности (ст.551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца (п.62 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010г.).

Обращение с иском о признании права собственности является одним из способов защиты права, которым воспользовался истец при подаче иска, что не противоречит существу возникшего спора.

При рассмотрении дела установлено, что продавец Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сын наследодателя Мережко И.Н. принял наследственное имущество, в том числе спорный жилой дом, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 27.07.10г., а также свидетельством от 21.08.10г. о государственной регистрации права собственности на спорный дом.

Согласно договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от 29 января 2008 года Е. продала, а Хорев В.Ф. купил жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>. При описании предмета договора указано, что жилой дом имеет общую площадь 75 кв.м. и принадлежит на праве собственности продавцу, на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2005г., утвержденного Постановлением Главы администрации Красногорского района №54 от 28.01.2008г. Земельный участок, общей площадью 1315 кв.м. принадлежит Продавцу на праве аренды на основании Постановления №702 от 11.09.2008г., выданного администрацией Красногорского района. В дальнейшем по тексту договора следует, что продавец передал жилой дом и земельный участок, свободный от правопритязаний третьих лиц (п.4), договор имеет силу акта приема-передачи имущества – жилого дома и земельного участка (п.8, 9), цена проданного дома и земельного участка составляет 50000 рублей (п.10).

Из изложенного следует, что предметом купли-продажи по настоящему договору выступил жилой дом литер А, общей площадью 75 кв.м. и земельный участок, расположенные в <адрес>.

Согласно Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию №29 от 28.12.2005г., Типовому договору «О возведении индивидуального жилого дома на личном подсобном хозяйстве» от 13.04.2005г., Застройщик Е. имела намерение возвести жилой дом площадью 75 кв.м.

Вместе с тем из представленных технических документов, по данным инвентаризационного учета, жилой дом по указанному адресу имеет общую площадь 15,2 кв.м., иного строения, в том числе общей площадью 75 кв.м. на данном земельном участке не имеется, что подтверждается планом земельного участка.

Поскольку на момент заключения договора купли-продажи в 2008 году дом уже существовал, сторонам должен быть известен размер площади продаваемого жилого дома, так как из п.6 Договора следует, что Покупатель ознакомлен с техническим состоянием отчуждаемого жилого дома, а следовательно и с его размерами.

Исходя из системного толкования ст.ст. 434, 550, 551, 554,555 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, с изложением в нем существенных условий относительно предмета и цены имущества. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Согласно ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Поскольку в договоре купли-продажи от 29.01.2008г. данные о размере площади объекта недвижимости не совпадают с данными, указанными в технических документах, суд расценивает данное обстоятельство как отсутствие данных об объекте недвижимости, и как следствие договор купли-продажи считается незаключенный.

Кроме того, из текста договора следует, что предметом купли-продажи выступил земельный участок, на котором расположен жилой дом, вместе с тем установлено, что земельный участок принадлежал продавцу на праве аренды, которое не предусматривает возможность распоряжения им в виде отчуждения.

Довод истца, что продавец Е. уклонялась от государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности ничем не подтвержден и не имеет правового значения для дела, поскольку требование о государственной регистрации сделки истцом не заявлялось.

Суд соглашается с доводом представителя ответчика о наличии неопределенности в сроке составления договора. В договоре указано, что он заключен 29 января 2008 года. Вместе с тем, указаны данные о предоставлении земельного участка на праве аренды со ссылкой на Постановление №702 от 11 сентября 2008 года. В договоре указан кадастровый номер земельного участка 22:20:050004:198, однако, как следует из кадастрового паспорта земельного участка, данный номер был внесен в государственный кадастр недвижимости 28 октября 2008 года, то есть после смерти Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Истец своим правом на участие в судебном заседании не воспользовался, вследствие чего суд лишен возможности устранить имеющиеся противоречия, дело рассмотрено по представленным доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Хорева Виктора Федоровича о признании права собственности на жилой дом общей площадью 15,2 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд с подачей жалобы через Красногорский районный суд, в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий М.Ю. Белущенко

=верно=

Судья М.Ю. Белущенко