Решение о признании действий прокуратуры по вынесению представления незаконным



Дело №

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Красногорское ДД.ММ.ГГГГ

Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Белущенко М.Ю.,

при секретаре Ермаковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго» о признании действий прокуратуры Красногорского района по вынесению представления №02-42-2010 от 11.08.2010г., незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель просит признать незаконными действия прокуратуры Красногорского района по вынесению представления №02-42-2010 от 11.08.2010г.

В обоснование указывает, что по результатам прокурорской проверки по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения выявлено следующее. На территории Красногорского района расположено 4 силовых подстанции, являющихся собственностью ОАО «МРСК Сибири»: ПС 110/35/10 кВ в с.<адрес>, ПС 110/35/10 кВ в с.<адрес>, ПС 35/10 кВ в с.<адрес>, ПС 35/10 кВ в с.<адрес>

11.08.2010г. прокуратурой Красногорского в адрес руководителя филиала вынесено представление № 02-42-2010 об устранении нарушений законодательства о противодействии и профилактике терроризма, в котором указано что данные объекты энергоснабжения не обеспечены надежной защитой от преступных посягательств, а именно: отсутствует видеонаблюдение за территорией подстанции, не имеется круглосуточного сторожевого или военизированного поста из числа сотрудников ФГУП «Охрана» МВД РФ, на ПС 110/35/10 кВ в <адрес>, ПС 35/10 кВ в <адрес>, ПС 35/10 кВ в <адрес> отсутствует кнопка экстренного вызова наряда милиции, ограждение территории не соответствует требованиям РД 78.36.003-2002 и антитеррористической устойчивости.

Заявитель полагает, что на него незаконно возложена обязанность по устранению нарушений изложенных в представлении, поскольку данные требования не обоснованы и не соответствуют нормам действующего законодательства.

Представление содержит указания осуществить дополнительные расходы на выполнение мероприятий. В отношении деятельности ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с п.3 ст.9 ФЗ от 26.03.2003г. №35 «Об электроэнергетике» осуществляется регулирование цен (тарифов). Заявленная сумма затрат на 2010 год по статье «Услуги вневедомственной и сторожевой охраны» составляла 19248 тыс.руб., однако утверждена в размере 7158 тыс.руб., в связи с чем больше указанной суммы ОАО «МРСК Сибири» потратить не может.

Требование прокуратуры о размещении на территории подстанций круглосуточных сторожевых или военизированных постов из числа сотрудников ФГУП «Охрана» МВД РФ несостоятельно, поскольку указанные объекты не подлежат государственной охране в силу ФЗ от 27.05.1996г. №57-ФЗ «О государственной охране» и не являются государственной собственностью. Кроме того, объекты электроэнергетики, не являющиеся государственной собственностью, в которых не размещаются федеральные органы государственной власти, могут охраняться частными охранными предприятиями. Заключение договоров на охрану с данными субъектами охранной деятельности является правом, а не обязанностью.

ФГУП «Охрана» является коммерческой организацией, не относится к государственным органам уполномоченным осуществлять государственную охрану, поскольку создана в форме унитарного предприятия. В Перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны, определенном в Распоряжении Правительства РФ от 02.11.2009г. №1629-р «О Перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», объектов электроэнергетики нет.

Обязанность заключить договор на охрану указанных объектов законодательно не предусмотрена.

Требование прокурора об установлении видеонаблюдения за территорией подстанций, установления кнопки экстренного вызова наряда милиции, возведение ограждения, основано на положениях РД 78.36.003-2002. Однако требования настоящего Руководящего документа не распространяется на заявителя.

Приказом Минпромэнерго России от 04.05.2007г. №150 утверждены «Рекомендации по антитеррористической защищенности объектов промышленности и энергетики РФ» которые согласованы с органами ФСБ, МВД, МЧС России. В данном документе закреплены условия категорирования этих объектов. В соответствии с п.16 «Рекомендаций» перечни объектов промышленности и энергетики, подлежащих категорированию, по регионам, формируется антитеррористическими комиссиями в субъектах РФ и согласуются с Министерством промышленности и энергетики РФ. Результаты работ по категорированию объектов по степени потенциальной опасности и оценке достаточности уровня физической защиты и охраны объектов от угроз террористического характера могут использоваться для обоснования разработки и реализации необходимых мероприятий по совершенствованию и оптимизации системы их защиты.

В судебном заседании представитель заявителя Савинков А.Ю. требования уточнил, просит признать действия прокурора Красногорского района Алтайского края по вынесению пункта 2 Представления №02-42-2010 от 11.08.2010г., незаконными. Доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо прокурор Красногорского района Воронков С.А. против удовлетворения заявления возражает. Указывает на законность и обоснованность вынесенного представления.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя и заинтересованное лицо, суд пришел к следующему.

Установлено, что 11 августа 2010 года прокурором Красногорского района было вынесено представление №02-42-2010 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии и профилактике терроризма», в адрес руководителя филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго». В оспариваемом п.2 предписано принять незамедлительные меры по установке на территориях подстанций ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Алтайэнерго», Красногорский РЭС: ПС 110/35/10 кВ в <адрес>; ПС 110/35/10 кВ в <адрес>; ПС 35/10 кВ в <адрес>; ПС 35/10 кВ в <адрес>:

– систем видеонаблюдения за территориями,

- круглосуточного сторожевого или военизированного поста;

- обеспечить круголосуточную охрану подстанций в с.<адрес>

- установить соответствующее требованиям законодательства ограждение территории.

Согласно актам обследования подстанций территорий подстанций в <адрес> и в <адрес> имеющиеся ограждения не препятствуют свободному доступу к электроустановкам – ограждения не соответствуют требованиям РД 78.36.003-2002 – высота менее 2,5м, нет дополнительного ограждения по высоте, снизу не укреплено, конструкция не препятствует свободному доступу на объект (перемещению через забор), отсутствуют сторожевые посты, сигнализация, видеонаблюдение; конструкция ворот не обеспечивает их жесткую фиксацию – ворота не устойчивы, возможно перемещение по ним на территорию объекта.

В соответствии со ст. 24 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из изложенного следует, что представление прокурора должно содержать ссылки на нормативно-правовые акты, требования которых нарушены, из текста представления должно следовать, какие меры должны быть предприняты для устранения нарушений закона.

В обоснование п.2 Представления прокурором указано на нарушение филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» Закона РФ «О безопасности», ФЗ «О противодействии терроризму», а также Руководящего документа 78.36.003-2002.

Приложением №1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992г. №587 «Вопросы негосударственной (частной) сыскной деятельности» установлен перечень объектов, подлежащих государственной охране (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 886), в том числе объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ (пункт 21).

Суд соглашается с доводом прокурора, что спорные объекты – электроподстанции, подлежат обязательной государственной охране. Вместе с тем, законодательно не установлена обязанность собственников объектов, указанных в Приложении №1, по заключению договора охраны, тем более с ФГУП «Охрана», как указано в тексте представления.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992г. №589 утверждено Положение «О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (в дальнейшем именуется - вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Постановлением Правительства РФ №66 от 11.02.2005г. создано федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана", подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации, на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. №1629-р утвержден «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», в котором отсутствуют объекты электроэнергетики.

Следовательно, требование прокурора об обеспечении электроподстанций круглосуточной охраной, круглосуточного сторожевого или военизированного поста из числа сотрудников ФГУП «Охрана» МВД РФ, не основан на нормах действующего законодательства.

Кроме того, из текста представления не ясно, требует ли прокурор одновременно обеспечить круглосуточный сторожевой или военизированный пост из числа сотрудников ФГУП «Охрана» МВД РФ, обеспечить круглосуточную охрану и какую именно, либо достаточно совершить одно из предписываемых действий.

В обоснование требований об установке системы видеонаблюдения за территориями, сооружения ограждения подстанций соответствующего требованиям законодательства, прокурор ссылается на Руководящий документ (РД) 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технический средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (утв. Министром внутренних дел Российской Федерации Б.В.Грызловым 6 ноября 2002 года).

Согласно разделу 1 РД, его требования распространяются на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел (далее - подразделения вневедомственной охраны) на территории Российской Федерации. Руководящий документ не распространяется на объекты федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих ведомственные или отраслевые нормы и требования по их защите, согласованные в установленном порядке с Главным управлением вневедомственной охраны МВД России (далее - ГУВО МВД России), а также на объекты, оборудуемые в соответствии с приказами, нормами и требованиями МВД России. Инженерно-техническая укрепленность объектов, договоры об охране которых уже заключены, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего документа в сроки, установленные в актах обследования.

Поскольку установлено, что законодательно не закреплена обязательность охраны электроподстанций вневедомственной охраной при органах внутренних дел, то нормы и правила, установленные данным документом не могут быть обязательными для исполнения в иных случаях.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ №2446-1 от 05.03.1992г. «О безопасности» Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

В соответствии с п.7 ст.2 ФЗ №35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии со ст. 3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

Следовательно профилактика терроризма - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Согласно рекомендациям по антитеррористической защищенности объектов промышленности и энергетики Российской Федерации (утв. Приказом Минпромэнерго России от 04.05.2007г. №150) категорирование объектов промышленности и энергетики по степени потенциальной опасности (определение категории объекта) рекомендуется осуществлять с целью дифференциации требований по физической защите и охране объектов и определения соответствия созданной системы безопасности объекта требуемому уровню достаточности мероприятий физической защите и охране объекта (п.10). Перечни объектов промышленности и энергетики, подлежащих категорированию, по регионам, формируются антитеррористическим комиссиями в субъектах Российской Федерации и согласовываются с министерством промышленности и энергетики Российской федерации (п.16).

Установлено, что на территории Алтайского края перечень объектов, подлежащих категорированию, не сформирован.

При таких обстоятельствах вынесенное прокурором представление нельзя признать законным и обоснованным, требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго» удовлетворить.

Признать пункт 2 представления прокурора Красногорского района от 11.08.2010г. №02-42-2010 «Об устранении законодательства о противодействии и профилактике терроризма» недействительным.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней, с подачей жалобы через Красногорский районный суд.

Судья М.Ю. Белущенко

=верно=

Судья М.Ю. Белущенко