Дело № 2-285/2010 г.РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Красногорское 18 ноября 2010 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Могильникова А.Ю.,
при секретаре Горбуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Красногорского района об наложении обязанности обеспечить надлежащее состояние гидротехнического сооружения на реке Кажа,
УСТАНОВИЛ:
Истец Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым требованием, просит обязать администрацию Красногорского района обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения на реке Кажа у с. Верх-Кажа Красногорского района, состоящего из земляной насыпной плотины, паводкового водосброса шахтного типа, совмещенного с донным водовыпуском, длинною сооружений напорного фронта 240 м., напором 6 м., объемом 0, 78 млн.куб.м., площадью 31,1 га следующим образом: восстановить эксплуатационный мостик и настил на эксплуатационной площадке паводкового водосброса, очистить верховой откос и отводящий канал от древесно-кустарниковой растительности; установить водомерную рейку; организовать мониторинг за состоянием ГТС.
В обоснование заявленных требований указывает, что в результате обследования гидротехнического сооружения расположенного на реке Кажа в с. Верх-Кажа Красногорского района установлено, что ГТС состоит из земляной насыпной плотины, паводкового водосброса шахтного типа, совмещенного с донным водовыпуском. Длина сооружений напорного фронта составляет 240 м, напор 6 м, объем 0,78 млн.куб.м, площадь 31,1 га. На ГТС отсутствует эксплуатационный мостик и настил на эксплуатационной площадке паводкового водосброса, верховой откос плотины и отводящий канал паводкового водосброса заросли древесно-кустарниковой растительностью. Состояние гидротехнического сооружения работоспособное. В случае разрушения гидротехнического сооружения на реке Кажа у с. Верх-Кажа Красногорского района произойдет нарушение транспортного сообщения между селами Красногорское-Верх-Кажа-Каменка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 29.05.2009, на плотину на реке Кажа общей протяженностью 240 0000 м, зарегистрировано право собственности муниципального образования - Красногорский район Алтайского края.
Вместе с тем, на протяжении длительного периода времени администрация Красногорского района (с момента вынесения решения Красногорского районного суда от 09.10.2006) мер по обеспечению надлежащего состояния ГТС не принимает.
В судебном заседании прокурор Красногорского района Алтайского края исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил, что сложившаяся ситуация создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ, что служит основанием для предъявления исковых требований.
Представитель ответчика – Администрации Красногорского района Алтайского края Швецов А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Представители третьего лица Южно-Сибирского управления Ростехнадзора и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил, ходатайства отсутствуют.
С учетом ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившегося представителя.
Выслушав истца, ответчика, изучив материалы дела суд приходит к следующему:
Согласно акту обследования гидротехнического сооружения межведомственной группой от 10.08.2010 № 14, составленному главным специалистом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Ряховским С. С. совместно с государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за ГТС Южно-Сибирского управления: Ростехнадзора Пахомовым Ю.В., при участии заместителя главы администрации Красногорского района Цыгулева А.С. гидротехническое сооружение расположено на реке Кажа в с. Верх-Кажа Красногорского района. ГТС состоит из земляной насыпной плотины, паводкового водосброса шахтного типа, совмещенного с донным водовыпуском. Длина сооружений напорного фронта составляет 240 м, напор 6 м, объем 0,78 млн.куб.м, площадь 31,1 га. В результате обследования установлено, что на ГТС отсутствует эксплуатационный мостик и настил на эксплуатационной площадке паводкового водосброса, верховой откос плотины и отводящий канал паводкового водосброса заросли древесно-кустарниковой растительностью. Состояние гидротехнического сооружения работоспособное. (л.д.13-16).
Решением Красногорского районного суда от 09.10.2006 гидротехническое сооружение на реке Кажа в с. Верх-Кажа признано бесхозяйным имуществом, на администрацию Красногорского района возложена обязанность поставить указанное сооружение на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 29.05.2009, на плотину на реке Кажа общей протяженностью 240 0000 м, зарегистрировано право собственности муниципального образования - Красногорский район Алтайского края (л.д.17).
Таким образом, гидротехническое сооружение на реке Кажа в с. Верх-Кажа в Красногорском районе является муниципальной собственностью.
Статьей 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. К числу основных обязанностей относятся: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
На основании ст. 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.
Статьей 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно акту обследования гидротехнического сооружения от 10.08.2010 № 14 в случае разрушение гидротехнического сооружения на реке Кажа у с. Верх-Кажа Красногорского района произойдет нарушение транспортного сообщения между селами Красногорское-Верх-Кажа-Каменка. (л.д.13-16).
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Невыполнение собственником сооружения - администрацией Красногорского района своих обязанностей, предусмотренных ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушает вышеназванные конституционные права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Неисполнение администрацией Красногорского района обязанностей, возложенных на нее законами, свидетельствует об их нарушении. Сложившаяся ситуация создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Красногорского района обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения на реке Кажа у с. Верх-Кажа Красногорского района, состоящего из земляной насыпной плотины, паводкового водосброса шахтного типа, совмещенного с донным водовыпуском, длинною сооружений напорного фронта 240 м., напором 6 м., объемом 0, 78 млн.куб.м., площадью 31,1 га следующим образом: восстановить эксплуатационный мостик и настил на эксплуатационной площадке паводкового водосброса, очистить верховой откос и отводящий канал от древесно-кустарниковой растительности; установить водомерную рейку; организовать мониторинг за состоянием ГТС.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы или протеста через Красногорский районный суд.
Председательствующий: