Дело №2-11/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Красногорское 26 января 2011 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Белущенко М.Ю.,
при секретаре Ермаковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Терляхина Евгения Ивановича и Терляхиной Светланы Борисовны к Администрации Красногорского района о признании права на участие в программе по улучшению жилищных условий молодых семей,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратилась в суд с настоящим иском, в котором просят признать незаконным Постановление администрации Красногорского района Алтайского края №462 от 20.08.2010г. в части исключения из списка молодых семей из программы приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285, Терляхина Евгения Ивановича и Терляхину Светлану Борисовну, в связи с превышением у них возраста 35 лет. Возложить на Администрацию Красногорского района обязанность включить Терляхина Е.И. и Терляхину С.Б. в список молодых семей, участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004-2010 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в установленном законом порядке. Признать за истцами право на участие в краевой программе по обеспечению жильем.
При рассмотрении дела истцы дополнили исковые требования, просят признать незаконным бездействие Администрации Красногорского района по не включению истцов в списки молодых семей на планируемые 2009 и 2010 годы, а также не предоставлению данных списков в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, для утверждения, повлекшее в дальнейшем утрату права на участие в программе. Восстановить положение, существовавшее до нарушения права, признать за истцами право на участие в программе.
В обоснование указывают, что в 2001 году заявителем было принято решение о строительстве индивидуального жилого дома своими силами, был выделен земельный участок под строительство, оформлены соответствующие разрешения, проведены начальные строительные работы. В марте 2008 года заявителю стало известно о действии краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004-2010 годы». Семья заявителя в составе трех человек, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, изъявила желание участвовать в Программе, собрав все необходимые документы и передав их на рассмотрение в Жилищную комиссию при администрации Красногорского района. 06.03.2008г. решением Жилищной комиссии было отказано в постановке на очередь по причине несоответствия площади жилого дома, указанной в договоре купли-продажи и справке БТИ акту проверки жилищных условий. 02.04.2008г., после устранения недостатков повторно было подано заявление в жилищную комиссию. 10.04.2008г. Терляхин Е.И. и члены его семьи решением Жилищной комиссии были включены в состав семей, участников Программы. 19.08.2009г. председателем Жилищной комиссии были запрошены дополнительные документы для участия в Программе. 28.08.2009г. необходимые документы были переданы под расписку. 27.08.2010г. Терляхиным Е.И. было написано заявление с просьбой разъяснить причину не включения в списки участников Программы. 27.08.2010г. получено уведомление №1081, о том, что семья исключена из списка участников Программы, в связи с превышением одним из супругов возраста 35 лет. При этом семья по прежнему считается нуждающейся в улучшении жилищных условий. 07.10.2010г. заявителю была вручена копия оспариваемого Постановления Администрации Красногорского района №462 от 20.08.2010г. об утверждении протокола заседания жилищной комиссии Администрации Красногорского района от 19.08.2010г. №7, в п.3 которого решен вопрос об исключении семьи заявителя из участия Программе в связи с превышением одним из супругов возраста 35 лет.
Полагают, что данное Постановление №462 от 20.08.2010г. в части п.4 вынесено незаконно, органами местного самоуправления были допущены следующие нарушения. В Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи не был своевременно до 01 сентября 2008, 2009, 2010 года, предшествующие планируемым, предоставлен список молодых семей, участвующих в муниципальной программе, где в состав участников должна быть включена семья заявителя. Не был сформирован отдельный список молодых семей (в том числе семья заявителя) в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям. Органы местного самоуправления до 01 июля года, предшествующего планируемому (2009, 2010, 2011 году), не представили в управление заявку на участие в программе с учетом выделяемой семье заявителя субсидии. Полагает, орган местного самоуправления в течение трех лет бездействовал. За это время Терляхину Е.И. исполнилось более 35 лет, состав семьи заявителя уже 4 человека, все вынуждены проживать в жилом помещении площадью 27 кв.м.
В судебном заседании Терляхин Е.И. иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Указывает, что о принятом решении об исключении его семьи из программы ему стало известно 27 августа 2010 года, первоначальное заявление об обжаловании Постановления было направлено им по почте 23 ноября 2010 года, то есть в трехмесячный срок.
Истица Терляхина С.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика администрации Красногорского района Швецов А.В. исковые требования не признал, пояснил, что списки формировались в соответствии с имеющейся очередью нуждающихся, количество участников программы на каждый планируемый год определялось исходя из объема финансирования программы местным и краевым бюджетом. В 2009 году Терляхину Е.И. исполнилось 36 лет, вследствие чего в 2010 году семья правомерно была исключена из участников программы. При подаче заявления для участия в программе истцу должно быть разъяснено, что он может не попасть в число претендентов в связи с достижением предельного возраста.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Комитета администрации Красногорского района по образованию Погоняйченко С.И. с исковыми требованиями не согласен.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Против иска возражает, о чем представил отзыв, в котором указывает на пропуск истцами срока обращения в суд, установленного ст.256 ГПК РФ. По существу заявленных требований указывает, что возраст участников программы учитывается на день принятия решения о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Согласно п.2.5 Порядка формирования списков молодых семей – участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы», утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009г. №324 управление, на основании поступивших списков формирует сводный список молодых семей – участников программы и утверждает его. Наличие семьи в сводном списке не является основанием для получения этой семьей социальной выплаты. Согласно п.2.6 Порядка, Управление в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр (приказ Минрегионразвития от 07.06.2010г. №274) утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, с учетом размера средств, предусматриваемых в бюджете Алтайского края и местных бюджетах на соответствующий год и предоставление социальных выплат, а также на основании сводного списка. Данный список утвержден 20 июня 2010 года, то есть в установленный срок – 20 дней.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено при настоящей явке.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Порядок формирования списков молодых семей установлен Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Согласно п.17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п.15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Как следует из материалов гражданского дела, семья Терляхина Е.И. в составе трех человек была зарегистрирована на участие подпрограмме «Молодая семья», что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии при администрации Красногорского района №3 от 10.04.2008г.
Согласно п.21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 22 Правил установлено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)
Согласно п.23 Правил Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 N 979, от 10.04.2008 N 257).
Постановлением Администрации Алтайского края от 20 июля 2009 г. N 324 утвержден Порядок формирования списков молодых семей – участников Краевой целевой программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае" на 2004 - 2010 годы.
В соответствии с п. 2.2. орган местного самоуправления Алтайского края формирует список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - "список молодых семей - участников программы"), в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям на участие в программе. При формировании списка молодых семей - участников программы учитывается следующая очередность молодых семей на получение социальной выплаты:
в первую очередь в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
во вторую очередь - молодые семьи, признанные участниками программы в 2007 году и входящие в резервный список на получение социальной выплаты в 2008 году;
в третью очередь - молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее пяти лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях;
в четвертую очередь - молодые семьи, подавшие заявления на участие в программе и признанные участниками программы.
Из общего списка участников краевой целевой программы, составленного администрацией Красногорского района, следует, что семья Терляхина Е.И. на момент подачи заявления была зарегистрирована под № 19.
Согласно резервному списку от 09.09.2009г. и Уведомлению о произведенных заменах в выписке из списка молодых семей, участниками программы в 2009 году стали семья Пивоваровых, находящаяся в общем списке под №17 и семья Ждановых, находящаяся в общем списке под №7.
28 августа 2009 года администрацией Красногорского района составлен Список молодых семей на 2010 год, в который вошла семья А. (очередь №), Б. (очередь №), В. (очередь №) и Г. (очередь №).
Из изложенного следует, что Списки претендентов на планируемые 2009 и 2010 годы был составлен из лиц, которые стояли в общей очереди перед семьей Терляхиных.
Довод истца о том, что ответчиком не был сформирован Список молодых семей, имеющих преимущественное право на получение социальной выплаты в связи с работой обоих супругов или одного из них в бюджетной сфере не менее пяти лет, опровергается представленным Списком, сформированным 01 сентября 2009 года. В данный Список включена семья Терляхиных под №3. Вместе с тем, обязанность по формированию отдельного Списка была установлена абз.4 п.2.2 Порядка формирования списков молодых семей – участников Краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 13.12.2007г. №584, который Постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009г. №324 признан утратившим силу в связи с утверждением нового Порядка.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Терляхину Е.И. исполнилось 36 лет.
Постановлением администрации Красногорского района №462 от 20.08.2010г. утвержден протокол заседания жилищной комиссии Администрации Красногорского района от 19.08.2010г. №7, которым семья Терляхина Е.И. исключена из списка молодых семей в связи с превышением возраста 35 лет.
Уведомлением администрации Красногорского района №1081 от 27.08.2010г. истцам сообщено об исключении семьи из Списка участников программы. Данное уведомление получено истцами 27 августа 2010 года. Первоначальное заявление о признании незаконным Постановления Администрации Красногорского района №462 от 20.08.2010г. было направлено по почте 23 ноября 2010 года, то есть в течение трехмесячного срока, установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ. Определением суда от 09.12.2010г. данное заявление оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, заявителю разъяснено право разрешить спор в порядке искового производства. Исковое заявление поступило в суд 09 декабря 2010 года. При таких обстоятельствах срок обращения в суд заявителем не является пропущенным.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, определены условия, при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы. Согласно подпункту «а» этого пункта возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Из вышеприведенных положений Правил следует, что возраст участников подпрограммы учитывается на день приятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов, а не на день принятия решения о включении семьи в список участников и не на день подачи заявления об участии в программе.
Согласно п. 2.5 Порядка формирования списков молодых семей – участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы» управление, на основании поступивших списков формирует сводный список молодых семей – участников программы (далее - "сводный список") и утверждает его. На основании сводного списка с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета Алтайского края и местных бюджетов на соответствующий год, управление формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования программы. Заявка и сводный список представляются управлением в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Наличие семьи в сводном списке не является основанием для получения этой семьей социальной выплаты.
В соответствии с п. 2.6. Управление в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр:
утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, с учетом размера средств, предусматриваемых в бюджете Алтайского края и местных бюджетах на соответствующий год на предоставление социальных выплат, а также на основании сводного списка;
направляет органам местного самоуправления выписки из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году.
Предварительные контрольные цифры на 2009 год были утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ №250 от 01.07.2009г. « О распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в 2009 году. На 2010 год контрольные цифры были утверждены приказом №274 от 07.06.2010г.
Поскольку список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году утверждается Управлением в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр, то возраст участников программы определяется на указанную дату.
Из изложенного следует, что семья Терляхиных не могла стать претендентом на получение социальных выплат на 2010 год, поскольку ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты утверждения списка на 2010 год, одному из членов семьи исполнилось 36 лет.
Довод истцов о том, что Администрация Красногорского района не наделена правом исключать участников программы из Списков, является ошибочным, поскольку в силу указанных выше Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 №285), орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и принимает решение об отказе в признании молодой семьи участницей программы.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что п.4 Постановления администрации Красногорского района №462 от 20.08.2010г. соответствует требованиям закона, поскольку на день принятия решения жилищной комиссией об исключении семьи Терляхиных из списка молодых семей, Терляхину Е.И. исполнилось 36 лет.
Не подлежит удовлетворению требования истцов о признании незаконным бездействия администрации Красногорского района по не включению семьи в списки молодых семей предоставляемых в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи на планируемые 2009 и 2010 годы, поскольку установлено, что на 2009 год семья не подходила по очереди, а на 2010 год семья утратила право на участие в программе.
Требования истцов о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, возложении на администрацию Красногорского района обязанности включить семью в первоочередном порядке в список на планируемый 2012 год и признании за семьей права на участие в Программе также не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требования Терляхина Евгения Ивановича и Терляхиной Светланы Борисовны к Администрации Красногорского района Алтайского края, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней, с подачей жалобы через Красногорский районный суд.
Председательствующий М.Ю. Белущенко
.
Судья М.Ю. Белущенко