Решение об обязании организации вывоза бытовых и промышленных отходов. На дату публикации решение в законную силу не вступило.



Дело № 2-14/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2011 года с. Красногорское

Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Белущенко М.Ю.,

при секретаре Ермаковой Н.В.,

с участием заместителя прокурора Красногорского района Лоренц М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края, администрации Красногорского района Алтайского края об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края, администрации Красногорского района Алтайского края, указывая на то, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в ноябре-декабре 2010 года была проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Красногорского района Алтайского края.

По информации администрации Красногорского сельсовета от 10 декабря 2010 года, место размещения отходов производства, образующихся в границах сельсовета расположено с северо-восточной стороны <адрес>, на расстоянии 0,8 км. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и под полигон твердо-бытовых отходов не отведен.

По данным Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок для устройства полигона на территории Красногорского сельсовета Красногорского района не выдавалось, схема санитарной очистки населенного пункта, программа производственного контроля и результаты лабораторных исследований отсутствуют.

Изложенное подтверждает факт существования на территории Красногорского сельсовета Красногорского района несанкционированной свалки отходов и свидетельствует о том, что в его границах не организованы сбор, вывоз, утилизация бытовых и промышленных отходов населения и организаций.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункту1 статьи51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (далее по тексту ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).

В соответствии с пунктом1 статьи12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов должно осуществляться только в строго отведенных местах – полигонах твердых бытовых отходов, при этом, согласно пункту2 статьи51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (пункт1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).

В нарушение вышеназванных норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Красногорского сельсовета Красногорского района надлежащим образом не организованы.

В силу подпункта18 пункта1 статьи14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на основании подпункта14 пункта1 статьи15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Однако до настоящего времени надлежащее место для проведения утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах Красногорского сельсовета Красногорского района надлежаще не определено.

Считает, что в сложившейся ситуации администрация Красногорского сельсовета Красногорского района должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз, отходов в границах сельсовета, а администрация Красногорского района их утилизацию и переработку.

На основании подпункта1 пункта1 статьи14, подпункта1 пункта1 статьи15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей139, 140 Бюджетного кодекса РФ администрация Красногорского сельсовета Красногорского района, администрация Красногорского района должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 15.10.2008 №32-ВПР08-10).

Ненадлежащее исполнение ответчиками обязанностей, возложенных на них законом, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Просит обязать администрацию Красногорского сельсовета Красногорского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах Красногорского сельсовета Красногорского района;

Обязать администрацию Красногорского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Красногорского сельсовета Красногорского района.

Помощник прокурора Лоренц М.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила аналогично изложенному выше, настаивает на его удовлетворении, а также просит установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2011 года.

Представитель ответчика администрации Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского краяСазонов С.Я. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.

Представитель ответчика администрации Красногорского района Алтайского краяв судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании 13 января 2011 года, представитель ответчика Швецов А.В. с предъявленными исковыми требованиями согласился.

Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Власов М.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле материалам.

Суд, выслушав помощника прокурора Лоренц М.М., представителя ответчика Сазонова С.Я., представителя третьего лица Власова М.Ю., исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года номер 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 3 указанного Закона любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:

- соблюдение права человека на окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в области взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников.

Исходя из преамбулы к Федеральному Закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, нормы вышеуказанных законов направлены на обеспечение здоровья населения и благоприятной окружающей среды.

Судом установлено, что место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории Красногорского сельсовета отсутствует, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствуют нормативно-правовые акты местного значения, регулирующие вопросы в сфере обращения отходов, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не пнроводятся, организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности нет.

Вместе с тем установлено также и то, что на территории Красногорского муниципального образования, в нарушение требований СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» отсутствует должная система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, не предусмотрен рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразная утилизация бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании, в частности, информациями главы администрации Красногорского сельсовета № 940 от 10 декабря 2010 года (л.д. 18), информацией заместителя главы администрации Красногорского района № 1496 от 26 ноября 2010 года и № 1542 от 02 декабря 2010 года (л.д. 16-17); информацией И.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю № 07/10592 от 30 ноября 2010 года (л.д.13-15).

Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года номер 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района

Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года номер 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Из материалов дела видно, что указанные вопросы местного значения администрацией Красногорского муниципального образования хотя и решаются частично, однако они являются не достаточными.

Изложенные в СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» требования, должны соблюдаться и быть реализованными во всей совокупности необходимых к исполнению мероприятий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора.

Так как настоящее решение обязывает ответчиков совершить определённые действия, которые могут быть совершены только ответчиками, с учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в срок, в течение которого решение суда в данной части должно быть исполнено, до 01.09.2011г. включительно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края.

Обязать администрацию Красногорского района Алтайского края организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края.

Установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Красногорский районный суд.

ПредседательствующийМ.Ю. Белущенко