Решение по делу № 2-42/2011 о признании Постановления администрации незаконным в части отказа в постановке на учет в нуждающего в улучшении жилищных условий. Решение вступило в законную силу 27.04.2011 года, обжаловано в кассационном порядке.



Дело № 2-42/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года с.Красногорское

Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Белущенко М.Ю.

При секретаре Ермаковой Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутана Николая Исаевича к администрации Красногорского района Алтайского края о признании Постановления администрации Красногорского района незаконным в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставить на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Кутан Н.И. обратился с иском в суд, ссылаясь на то, что является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. Согласно Указу Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года Кутан Н.И. имеет право на обеспечение жильем, в связи с чем он обратился в жилищную комиссию администрации Красногорского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 22 декабря 2010 года истцу было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, а именно продажей 31 мая 2007 года жилого дома в <адрес>, а также снятием с регистрационного учета по месту жительства сына в <адрес>. Решение жилищной комиссии утверждено постановлением администрации Красногорского района №800 от 23.12.2010г.

Полагает, что постановление администрации и решение жилищной комиссии приняты незаконно по следующим основаниям. У истца отсутствует жилье на праве собственности в <адрес>. Дом по <адрес> был продан 31 мая 2007 года по той причине, что в это время истец проживал совместно с ФИО15 по <адрес> и в жилье на тот момент не нуждался. 10 мая 2008 года дом Х. сгорел, она погибла при пожаре. После этого Кутан Н.И. стал проживать у сына по адресу <адрес>. Из дома сына он выписался не с намерением ухудшить свои жилищные условия, а по причине отсутствия комфорта при проживании. Сын предоставил комнату, но личные вещи истца туда не входили, хранились в гараже, предбаннике, кладовке, от чего стали приходить в негодность. Кроме этого были конфликты с членами семьи сына. В связи с этим истец стал временно по договору найма проживать по <адрес> у мужа сестры, где ему удобно, имеется возможность разместить все вещи. Намеренно он своих жилищных условий не ухудшал, если бы не пожар, то он продолжил бы проживать с Х. по <адрес>. С сыном не стал проживать по объективным причинам. Нуждающимся в жилом помещении он стал из-за пожара, а не из-за продажи дома.

Просит признать незаконным Постановление администрации Красногорского района Алтайского края от 23.12.2010г. №800 «Об утверждении протокола жилищной комиссии Администрации Красногорского района Алтайского края от 22.12.2010г. №10» в части отказа Кутану Николаю Исаевичу в признании нуждающимся в жилом помещении. Обязать администрацию Красногорского района признать ветерана Великой Отечественной войны Кутана Николая Исаевича нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на соответствующий учет.

В судебном заседании Кутан Н.И. заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске. Пояснил, что был вынужден продать дом по <адрес>, поскольку после операции не мог самостоятельно вести домашнее хозяйство. В настоящее время состояние его здоровья улучшилось, он может проживать один. Кроме того, дом строился совместно с сыном, в связи с чем деньги от его продажи он отдал сыну.

Представитель ответчика администрации Красногорского района Швецов А.В. с иском не согласился, суду пояснил, что Кутан Н.И. намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку именно после продажи жилого дома по <адрес>, а также после выселения из квартиры сына по <адрес> он стал нуждающимся в улучшении жилищных условий. По истечении пятилетнего срока после этих событий истец может встать на очередь в качестве нуждающегося.

Суд, выслушав пояснения истца и представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», инвалиды ВОВ нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Согласно ст.23.2 п.1 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российский Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и полномочия по обеспечению жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения и обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кутан Н.И. является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии Р №.

18 ноября 2010 года истец обратился в администрацию Красногорского района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением Администрации Красногорского района №800 от 23.12.2010г. утвержден протокол заседание жилищной комиссии администрации Красногорского района Алтайского края от 22.12.2010г. №10, которым в удовлетворении заявления Кутан Н.И. о признании нуждающимся в жилом помещении отказано на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с продажей жилого дома и намеренным выселением из квартиры сына.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Установлено, что в период с 04 сентября 2003 года по 30 мая 2007 года истец был зарегистрирован и проживал в жилом доме по адресу <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности.

Согласно договору купли-продажи от "дата" Кутан Н.И. продал жилой дом по <адрес>, общей площадью 46 кв.м., в том числе жилой 32,6 кв.м.

Согласно копии паспорта с 30 мая 2007 года по 16 ноября 2010 года истец состоял на регистрационном учете по <адрес>. В настоящее время Кутан Н.И. временно зарегистрирован в <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания с 15.12.2010г. по 13.05.2011г. Согласно Выписке из похозяйственной книги № лицевой счет № за 2008-2012г.г. данное жилое помещение общей площадью 35 кв.м. принадлежит К., не являющемуся родственником истца.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19 апреля 2007 года №-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А. на нарушение его конституционных прав статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу данной статьи ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Также по смыслу ст.53 ЖК РФ намеренные действия в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть совершены гражданами, которые на момент ухудшения своих жилищных условий не являлись таковыми.

Установлено, что на момент продажи дома по <адрес> истец не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он один проживал в жилом доме общей площадью 46 кв.м., жилой 32,6 кв.м. Как следует из договора купли-продажи физический износ дома составил 24%, дом не имеет визуальных технических недостатков, полностью укомплектован, что свидетельствует о надлежащем техническом состоянии жилого дома. Истец также в судебном заседании пояснил, что дом не был ветхим или аварийным.

Поскольку после продажи жилого дома Кутан Н.И. стал нуждающимся в улучшении жилищных условий, то его действия расцениваются судом как намеренное ухудшение жилищных условий. То обстоятельство, что продажа дома носила вынужденный характер в силу невозможности по состоянию здоровья содержать дом, не имеет правового значения для дела.

Довод истца о том, что он стал нуждающимся в жилом помещении после пожара, не принимается судом во внимание по следующим основаниям. ФИО1 справке Государственного инспектора Красногорского района по пожарному надзору 10 мая 2008 года произошло возгорание жилого дома по <адрес>, в результате чего погибла Х., огнем поврежден жилой дом. Согласно справке Красногорского сельсовета от 01.03.2011г. на 2007-2008 годы по <адрес> проживала одна Х. Из изложенного следует, что истец в установленном законом порядке в жилой дом по <адрес> не вселялся, членом семьи погибшей Х. не являлся, следовательно повреждение жилого дома вследствие пожара не может являться основанием для признания истца нуждающимся в жилом помещении.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства сына также является намеренным ухудшением жилищных условий истца.

Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от 24.11.2009г. Кутан Н.И. проживал в квартире <адрес>. Общая площадь квартиры составила 68 кв.м., квартира состоит из трех комнат и кухни. Жилье ветхим и аварийным не является. У Кутан Н.И. имеется отдельная комната. В доме есть водопровод, отопление печное. Дом принадлежит К.Л. на основании договора приватизации. Состав семьи пять человек.

Прокуратурой Красногорского района также была проведена проверка жилищно-бытовых условий Кутана Н.И. по <адрес> в результате которой установлено, что оснований для признания жилого помещения ветхим, аварийным не имеется.

Из показаний свидетелей С. и П. следует, что Кутан Н.И. занимал в квартире небольшую отдельную комнату, в которую не помещались его личные вещи. Вещи хранились на веранде, в бане, в сарае.

Истец также ссылается как на основание невозможности проживания с сыном отсутствие свободного места для размещения всей мебели. Суд отвергает данный довод, как необоснованный, поскольку граждане признаются нуждающимися в жилом помещении в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а не в связи с невозможностью размещения предметов мебели.

Протоколом №1 заседания жилищной комиссии при администрации Красногорского района от 11.02.2009г., утвержденного Распоряжением администрации Красногорского района №16р от 16.02.2009г. установлена учетная норма жилого помещения – не более 11 кв.м.

Общая площадь квартиры по <адрес> составляет 68 кв.м., при составе семьи в 5 человек, на каждого члена семьи приходится по 13,6 кв.м, что более учетной нормы.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне в его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В судебном заседании установлено, что истец, вселившись в установленном порядке в квартиру своего сына и снохи, как член семьи, приобрел право пользования жилой площадью в квартире. Кроме того, истец воспользовался правом на получение единовременной выплаты на ремонт жилья по <адрес>, как участник ВОВ, в размере 15000 рублей, что подтверждается копией заявления от "дата", то есть нес необходимые затраты на содержание жилого помещения.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 настоящего кодекса. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

При изложенных обстоятельствах постановление администрации Красногорского района №800 от 23.12.2010г. «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии Администрации Красногорского района Алтайского края от 22.12.2010 №10» в части отказа истцу в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, является законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кутану Николаю Исаевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд.

Председательствующий М.Ю. Белущенко