Решение по делу № 2-130/2011 о признании права собственности в порядке наследования.На дату публикации решение не вступило в законную силу.



Дело №2-103/2011

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года с.Красногорское

Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Белущенко М.Ю.,

при секретаре Ермаковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Водяницкой Ольги Александровны, Карповой Любови Александровны к Зяблицкой Тамаре Васильевне, Стеклянниковой Евгении Петровне, Зяблицкой Марине Петровне о признании права собственности на часть жилого дома и земельного участка в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы Водяницкая О.А., Карпова Л.А. обратились в суд с настоящим иском, в котором просят признать за ними право собственности в порядке наследования по 1/8 доле за каждой после смерти брата З.Н. и по 1/8 доле после смерти брата З.П., на жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>.

В обоснование иска указано, что "дата" умер брат истцов З.Н., "дата" умер второй брат З.П.. После их смерти открылось наследство в виде ? доли каждого в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>, принадлежащие умершим по праву наследования после смерти матери, З.А., умершей "дата". Другие доли по ? каждой принадлежат истцам также в порядке наследования.

В установленный законом срок истцы не обратились к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство, поскольку вступили во владение и управление наследственным имуществом в установленный законом срок, в том числе приняли меры по охране имущества от посягательств и притязаний третьих лиц, несли за свой счет расходы на его содержание, уплату налогов, оплату коммунальных услуг. Ответчики на долю З.П. в данном наследственном имуществе не претендуют. У умершего З.Н. наследники первой очереди отсутствуют. Постановлениями нотариуса Красногорского нотариального округа от 17.03.2011г. истцам отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти З.Н., так как они пропустили срок на право принятия наследства, а также отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти З.П., так как за принятием наследства с заявлениями обратились наследники первой очереди – супруга и дети умершего.

В судебном заседании истцы Водяницкая О.А. и Карпова Л.И. исковые требования поддержали, пояснили, что фактически приняли наследство после смерти брата З.Н., взяли часть имущества из дома, ухаживали за усадьбой, садили огород, оплатили задолженность по налогам за дом и земельный участок. С ответчиками имелась договоренность, что на дом родителей они не претендуют, однако в ином, внесудебном порядке, признать право собственности невозможно, поскольку нотариус отказывается принять заявления и выдать свидетельства.

Ответчик Зяблицкая Т.В. в судебном заседании исковые требования признала, о чем представила соответствующее заявление. По существу пояснила, что не претендует на долю в праве собственности на жилой дом, поскольку он ранее принадлежал родителям мужа З.П., а сейчас должен принадлежать сестрам мужа.

Ответчики Стеклянникова Е.П. и Зяблицкая М.П. с исковыми требованиями не согласны, указывают, что они являются наследником первой очереди, от своей доли в наследственном имуществе отказываться не желают.

Третье лицо на стороне ответчиков нотариус Рудских И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Дело рассмотрено в ее отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с ч.1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что "дата" умер З.Н., что подтверждается свидетельством о смерти от "дата"

З.П. умер "дата", что подтверждается справкой о смерти № от "дата"

При жизни З.Н. и З.П. приняли наследство после смерти матери З.А., умершей "дата", что подтверждается свидетельством о смерти З.А., свидетельством о праве на наследство по закону на ? долю на денежные вклады. Кроме них за принятием наследства обратились сестры Водяницкая О.А. и Карпова Л.А., которые 27 января 2011 года получили свидетельства о праве на наследство по закону по ? доле каждой на жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>.

З.П. и З.Н. свидетельства о праве собственности на спорное недвижимое имущество при жизни не получили.

Согласно сообщению нотариуса Красногорского нотариального округа после смерти З.П. с заявлениями о принятии наследства обратились супруга Зяблицкая Т.В., дочери Зяблицкая М.П. и Стеклянникова Е.П. После смерти З.Н. с заявлением о принятии наследства никто не обращался.

В соответствии с постановлением нотариуса Красногорского нотариального округа от 17.03.2011г. истцам Карповой Л.А. и Водяницкой О.А. отказано в принятии заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство на доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес>, после смерти брата З.Н., поскольку они пропустили срок на право принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ.

Постановлением от 17.03.2011г. Карповой Л.А. и Водяницкой О.А. отказано в принятии заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство на доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес> после смерти брата З.П., поскольку с заявлениями обратились супруга и дети умершего, являющиеся наследниками первой очереди.

Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В судебном заседании установлено, что умершие З.П. и З.Н. фактически приняли наследственное имущество после смерти матери З.А., путем подачи заявления нотариусу о принятии наследства, следовательно каждому из них принадлежит по ? доле в праве собственности на жилой дом и земельный участок.

Требования истцов о признании за ними права собственности по 1/8 доле каждой после смерти брата З.Н. подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что в указанный законом шестимесячный срок с заявлением к нотариусу никто не обращался, на момент рассмотрения спора сведений о правопритязаниях других лиц на указанное имущество у суда не имеется, истцы являются наследниками по закону второй очереди, фактически приняли наследство.

Требования истцов о признании за ними права собственности по 1/8 доле за каждой на жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>, после смерти брата З.П. удовлетворению не подлежит, поскольку истцы являются наследниками второй очереди и могут наследовать по закону только в случае отсутствия наследников первой очереди. При этом не имеет значения, что ранее жилой дом принадлежал родителям истцов, поскольку после их смерти в равных долях он стал принадлежать наследникам, в том числе умершему З.П., а после его смерти только его наследникам в порядке очереди, установленной законом. Каких либо допустимых доказательств того, что истцы имеют равное право наследовать с наследниками первой очереди суду не представлено.

Суд не принимает признание иска ответчиком Зяблицкой Т.В. поскольку оно противоречит закону. В соответствии с ч.2 ст. 1158 ГК РФ не допускается отказ от наследства с оговорками или под условием. В судебном заседании Зяблицкая Т.В. пояснила, что согласна с требованиями истцов только в части доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес>, вместе с тем возражала, что истцы будут претендовать на иное имущество, нажитое супругами во время брака. Следовательно, Зяблицкая Т.В. желала отказаться только от части наследства, что прямо запрещено законом, кроме того делала признание иска с оговорками и под условием, что истцы, в случае признания ею иска, не будут претендовать на иное наследственное имущество.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 192-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Водяницкой Ольги Александровны и Карповой Любови Александровны удовлетворить в части.

Признать за Водяницкой Ольгой Александровной право собственности в порядке наследования после смерти З.Н. на 1/8 долю в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных в <адрес>.

Признать за Карповой Любовью Александровной право собственности в порядке наследования после смерти З.Н. на 1/8 долю в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных в <адрес>.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд Алтайского края.

Председательствующий М.Ю. Белущенко

.