№ 2-409/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года с. Красногорское
Красногорский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего Белущенко М.Ю.,
при секретаре Ермаковой Е.В.
с участием прокурора Генералова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногорского района в интересах Русляковой Эльвиры Васильевны к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго», Управлению социальной защиты населения по Красногорскому району о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в Красногорский районный суд с иском в интересах Русляковой Эльвиры Васильевны, в котором просит признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, обязать ответчиков рассчитывать истцу денежный эквивалент в виде 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения, приходящейся на истца, за весь период предоставления льготы, взыскать с Управления социальной защиты населения по Красногорскому району в пользу истца недополученную сумму денежного эквивалента 50% льготы за отопление исходя из всей площади жилого помещения, приходящейся на истца, в сумме <данные изъяты> руб. за период с 01.05.2009 по 01.12.2011 года.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Руслякова Э.В. с заявлением о неправильном предоставлении льгот на оплату жилого помещения. В ходе проверки установлено, что истица является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
Согласно пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307): P=S* N *Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.04.2008г. согласно пункту 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края.
Пунктом 8 указанной статьи предусматривается, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).
Пунктом 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, каковой в рассматриваемом случае выступает ООО «Коммунэнерго».
Из представленных документов следует, что площадь жилого помещения, в котором проживает истица Руслякова Э.В., составляет <данные изъяты>., а расчет льготы произведен исходя из 33 кв.м. на одного проживающего, то есть исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади.
В судебном заседании прокурор Генералов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истица Руслякова Э.В. в судебное заседание не явилась, о дне судебного разбирательства извещена надлежаще.
Представитель ответчика ООО «Коммунэнерго» Терляхин Е.И. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, полагает, что расчет предоставляемых льгот по оплате жилого помещения должен производиться исходя не из общей, а из социальной площади жилья.
Представитель ответчика - Управление социальной защиты населения по Красногорскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Предоставил суду письменный отзыв, в котором указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством, эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг). На основе данного расчета органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю. Ответственность на правильность денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации-поставщиков услуг.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело при указанной явке.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено, что истица Руслякова Э.В. является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством №, копия которого имеется в материалах дела.
Руслякова Э.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.. Истица является собственником указанного жилья, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением социальной защиты населения по Красногорскому району, Руслякова Э.В. является льготополучателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2008 года.
Из материалов дела следует, что расчет льготы по отоплению истцу определен исходя из размера площади 33 кв.м. на одного проживающего. Вместе с тем общая площадь жилого помещения составляет 42,9 кв. м, о чем свидетельствует копия кадастрового паспорта, выписка из похозяйственной книги.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона).
Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307): P=S* N *Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Довод ответчика о том, что Управление социальной защиты населения по Красногорскому району является ненадлежащим ответчиком, судом не принимается, поскольку противоречит действующему законодательству.
В соответствии ст.4 вышеуказанного закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населенно по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с пунктами 11, 12 Правил решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (пункт 14).
В силу пункта 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Из вышеизложенного следует, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначается Управлением социальной защиты населения по Красногорскому району, а организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.
Из анализа действующего законодательства суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил).
Решением Красногорского районного совета депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ норматив потребления тепловой энергии определен в размере 0,03 Г/кал. на 1 кв.м. площади. При проведении расчета правомерно применен указанный норматив, а также тарифы на тепловую энергию, установленные Решениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № 21, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № при проведении расчета применены правомерно.
В силу ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Представленный истцом расчет недополученной суммы денежного эквивалента в виде 50% льготы за отопление в пользу Русляковой Э.В. судом проверен и признан верным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы жилья незаконны и находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
р е ш ил:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Коммунэнерго», Управления социальной защиты населения по Красногорскому району по расчету и назначению Русляковой Эльвире Васильевне 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.
Обязать ООО «Коммунэнерго» и Управление социальной защиты населения по Красногорскому району рассчитывать Русляковой Эльвире Васильевне денежный эквивалент в виде 50 % льготы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> исходя из всей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> начиная с 01 декабря 2011 года на весь период предоставления льготы.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Красногорскому району в пользу Русляковой Эльвиры Васильевны недополученную сумму <данные изъяты>. за период с 01.05.2009 г. по 01.12.2011г.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в кассационном порядке через Красногорский районный суд течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья М.Ю.Белущенко
.
.