РЕШЕНИЕ
с.Красногорское ДД.ММ.ГГГГ
Судья Красногорского районного суда Алтайского края Белущенко М.Ю.,
При секретаре Титовой Е.В.
С участием прокурора Красногорского района Воронкова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Манахова Ивана Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего в <адрес>, работает главой Быстрянского сельского совета,
на постановление по делу об административном правонарушении от 27 августа 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по геологическому контролю и охране недр Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и республике Алтай вынесено постановление о привлечении к административной ответственности главу администрации Быстрянского сельского совета Красногорского района Алтайского края Манахова Ивана Петровича по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии за пользование недрами.
ФИО1, как должностному лицу, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В постановлении указано, что согласно Постановлению прокурора Красногорского района о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 29.07.2010г., администрация Быстрянского сельского совета Красногорского района осуществляет добычу подземных вод при помощи 4 артезианских скважин, расположенных в с.Быстрянка (2шт.), Старая Суртайка и Новая Суртайка Красногорского района. Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод администрация Быстрянского сельского совета Красногорского района не имеет. Согласно ст.11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Нарушена ст.11 Закона РФ «О недрах».
В своей жалобе Манахов И.П. просит отменить постановление. В обоснование жалобы указывает, что в определении о назначении времени и месте рассмотрения дела указано о возбуждении административного производства прокуратурой Третьяковского района, а в постановлении о назначении административного наказания указано о возбуждении административного производства прокуратурой Красногорского района. Указывает также, что является не главой администрации Быстрянского сельсовета, а главой Быстрянского сельсовета. Заявителем были предприняты все меры для оформления разрешения в виде лицензии. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении было направлено прокуратурой с нарушением трехдневного срока.
В судебном заседании Манахов И.П. доводы жалобы поддержал, пояснил, что при привлечении к ответственности административный орган не учел то обстоятельство, что заявителем принимаются меры к получению лицензии на пользование недрами. Начиная с 2009 года он занимается оформлением лицензии, однако сбор необходимых документов требует значительных финансовых и временных затрат. В настоящее время произведен отвод земли, получены санитарно-эпидемиологические заключения, изготовление которых фирмой-исполнителем заняло полгода. Администрация лишена возможности приостановить пользование недрами до оформления лицензии из-за отсутствия иного источника водопользования на территории сельсовета.
Прокурор Красногорского района Воронков С.А. находит доводы жалобы несостоятельными, просит в ее удовлетворении отказать.
Обсудив доводы жалобы, выслушав Манахова И.П., прокурора, огласив отзыв Росприроднадзора, возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногорского района проведена проверка соблюдения Быстрянской сельской администрацией требований законодательства в сфере недропользования и водопользования.
В ходе проверки установлено нарушение Администрацией законодательства РФ о недропользовании - осуществление забора подземных вод без наличия лицензии – специального государственного разрешения на добычу подземных вод. Данное обстоятельство зафиксировано Постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением №н-274/пр от 27.08.2010г. государственный инспектор по геологическому контролю и охране недр Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и республике Алтай привлекла главу Быстрянского сельского совета Манахова И.П. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с вышеназванным постановлением о привлечении к административной ответственности, Манахов И.П. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы заявителя о незаконности оспариваемого постановления, суд считает их обоснованными и правомерными в части.
Судом установлено, что четыре водонапорные башни находятся на балансе администрации Быстрянского сельского совета, что подтверждается ведомостью по основным средствам на 01.10.2010г.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса РФ установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Учитывая, что пользование недрами с целью добычи подземных вод водозаборными скважинами Администрацией Быстрянского сельсовета осуществляется в отсутствии лицензии на право пользования недрами, Управление сделало правомерный вывод о наличии в действиях заявителя признаков объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем привлечение заявителя к административной ответственности нельзя признать правомерным.
Управление, при рассмотрении дела об административном правонарушении, должно было всесторонне, полно, объективно исследовать и оценить обстоятельства, совершенного правонарушения, но надлежащим образом свою обязанность не выполнило.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам обществ или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный.
Как следует из материалов дела, заявитель принимал меры к получению лицензии: оформил проекты зон санитарной охраны водозаборных скважин по четырем скважинам, получены санитарно-эпидемиологическое заключения по трем скважинам, ежеквартально проводит санитарно-эпидемиологическое исследование питьевой воды. Суд также считает заслуживающим внимания доводы Манахова И.П. о том, что требуемые для получения лицензии проекты зон санитарной охраны по каждой скважине и гидрогеологическое заключение о состоянии подземных вод заявитель получал длительное время из-за отсутствия денежных средств, а также значительным объемом работ. Так из договора подряда от 30.04.2010г. следует, что срок составление проекта зон санитарной охраны Подрядчиком определен 3 квартал 2010 года.
Согласно справке Администрации Быстрянского сельсовета расходы на содержание участка водопровода Быстрянского сельсовета за 2010 год превышают сумму доходов, полученную от населения и юридических лиц в качестве платы за водопользование.
Материалами дела подтверждается, что заявитель осуществляет деятельность по водоснабжению населения, проживающего на территории Быстрянского сельсовета. Согласно справкам сельсовета питьевой водой обслуживается жилой фонд (608 человек), 2 школы, детский сад, ООО СХП «Быстрянское», 3 котельные, амбулатория. В соответствии с требованиями законодательства потребители-граждане имеют гарантированное право на получение коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению. Аналогичным образом заявитель обязан предоставлять указанные услуги и иным потребителям, отключение которых от водоснабжения повлечет для них негативные последствия. При этом у потребителей отсутствует возможность получать услуги водоснабжения от других поставщиков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявитель, осуществляя добычу подземных вод с целью водоснабжения населения и юридических лиц без наличия лицензии, действовал в состоянии крайней необходимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ совершение лицом в состоянии крайней необходимости действий, содержащих состав административного правонарушения, относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении: производство в этом случае не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Остальные доводы, изложенные в жалобе, суд отвергает, как необоснованные. Так, указание в определении о назначении дела к рассмотрению на постановление прокуратуры Троицкого района, является явной технической ошибкой. Также Манахов И.П. является главой Быстрянского сельсовета и возглавляет администрацию сельсовета, в связи с чем, указание в постановлении о привлечении его к административной ответственности как Главу администрации Быстрянского сельсовета не является нарушением. Срок направления постановления прокурора для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный ч.1 ст.28.8 КоАП РФ, не является пресекательным, в связи с чем его нарушение не может являться основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора по геологическому контролю и охране недр Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и республике Алтай от 27 августа 2010 года №н-274/пр отменить, производство по делу в отношении главы Быстрянского сельского совета Красногорского района Манахова Ивана Петровича по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток.
Судья М.Ю. Белущенко
=верно=
Судья М.Ю. Белущенко