о возмещении ущерба



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Красногорский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Беловой И.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по исковому заявлению ФИО1 к Управлению внутренних дел по <адрес>, Главному Управлению внутренних дел по <адрес>, Министерству внутренних дел РФ, Министерству финансов РФ о возмещении ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к УВД по <адрес>, ГУВД по <адрес>, МВД РФ, Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащими условиями содержания.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО ИЗ-50/10 <адрес>. На период следствия истца этапировали в ИВС при УВД <адрес>, где он содержался в камерах №№3,5,6, которые, как указывает истец, были с ненадлежащими условиями содержания, а именно: камеры расположены в подвальном помещении, санитарные нормы не соответствовали требованиям закона, площади камер составляла менее 4 кв.м. на человека, вместо спальной кровати была «сцена» на которой спали все содержащиеся в камере, водопровод отсутствовал, вместо санитарного узла стоял бочок, в связи с чем, в камере стоял смрад, умываться истца выводили 2 раза в сутки утром в 7 часов и вечером в 19 часов, в это же время давали кипяток. Постельное белье, мыло, туалетную бумагу, матрасы не выдавали. Истец указывает, вынужден был находиться почти круглосуточно в сидячем положении, в камерах отсутствовали тазы для гигиенических целей и стирки белья, отсутствовали розетки и радиоточка, за все время содержания его ни разу не вывели на прогулку, сидячих мест и стола для принятия пищи в камере не было, 3-ех разовое горячее питание не обеспечивалось, кормили только горячим обедом, находился в камере с заключенными, которые были больны открытой формой туберкулеза.

Также указал, что в дни его доставки из СИЗО ИЗ-50/10 <адрес> приезжал в ИВС при УВД <адрес> после обеда, в связи с чем в этот день оставался без обеда.

Истец указывает, что неоднократно обращался с жалобами на условия содержания к Начальнику ИВС при УВД <адрес>, однако никаких мер принято не было.

На основании изложенного истец считает, что ему причинен моральный и физический вред, в связи с чем просит взыскать с УВД <адрес> компенсацию за причиненные нравственные и физические страдания, из расчета 100 евро за каждый день содержания, в сумме 3600 евро или 154800 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 1000 000 руб.

В судебное заседание ФИО1 не явился, находится в местах лишения свободы, о дне слушания дела должным образом извещен – судебной повесткой.

Представитель Управления внутренних дел по <адрес>ФИО3 в судебное заседания явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в письменном возражении, указывая, что ФИО1 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО ИЗ-50/10 <адрес>, где находился основное время. До вынесения приговора истец периодически доставлялся в ИВС для участия в судебных заседаниях и следственных действиях. Время нахождения истца в ИВС – 38 дней, 15 из них в ИВС был превышен лимит наполняемости содержащихся подозреваемых и обвиняемых, однако ФИО1 как бывший сотрудник ОВД, содержался отдельно от других категорий заключенных в целях личной безопасности и ему были предоставлены нормальные условия содержания.

Также представитель УВД по <адрес> указала, что питание подозреваемых и обвиняемых содержащихся в ИВС осуществлялось согласно норме суточного довольствия лиц, находящихся в следственных изоляторах МВД РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел РФ».

Продукты питания расфасованные в индивидуальные пластиковые контейнеры выдавались содержащимся в ИВС гражданам в подогретом виде. Утром и вечером подозреваемые и обвиняемые получали чай, сахар и хлеб. Согласно п.48 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода температурой не более +50 С, а также кипяченая вода для питья выдавались ежедневно с учетом потребности.

Здание ИВС расположенное по адресу: <адрес> представляет собой подвальное помещение 1917 года постройки, количество камер 6, лимит мест 18, прогулочного дворика нет, в камерах отсутствовала канализация, горячее и холодное водоснабжение, столики, лавки, индивидуальные спальные места в связи с невозможностью установки их применительно к существующим условиям ИВС.

В виду отсутствия индивидуальных спальных мест, постельные принадлежности и постельное белье не выдавалось. Вывод в туалет осуществлялся 3 раза в день. В камерах имелись бочки для оправки, которые выносились ежедневно во время утренней уборки камер. Инвентарь для уборки камер выдавался. Обход камер осуществлялась 2 раза в сутки, никаких жалоб от ФИО1 не поступало.

Представитель ответчика полагает, что условия содержания истца в целом соответствовали нормам, установленным действующим законодательством РФ и международными актами. Частично признала довод о не соблюдении норм санитарной площади в камере на одного человека, однако, учитывая кратковременность нахождения ФИО1 в камере с личным пространством не менее 3,6 кв.м., считает, что указанные обстоятельства не могли привести к нравственным и физическим страданиям истца. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Министерства внутренних дел РФ ФИО4 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы УВД по <адрес>, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что имеющиеся нарушения при содержании ФИО1, в ИВС носили объективный характер, так как здание ИВС 1917 года постройки, помещение подвальное, количество камер 6, прогулочный дворик отсутствует, также в камерах отсутствовала канализация, горячее и холодное водоснабжение, столики, лавки, индивидуальные спальные места в связи с невозможностью установки их применительно к данным условиям. Для устранения имевшихся нарушений в 2010г. сдано в эксплуатацию новое здание ИВС, построенное за счет средств федерального бюджета.

В связи и с изложенным считает, что действия администрации ИВС УВД по содержанию истца носят непреднамеренный характер, вина ответчика истцом не доказана, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела должным образом извещен – судебной повесткой, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании допрошен в качестве свидетеля начальник ИВС Красногорского УВД <адрес> ФИО5, который пояснил, что ФИО1 до вынесения приговора периодически находился в ИВС для участия в судебных заседаниях и следственных действиях.

Свидетель указал, что ИВС – помещение подвального типа, рассчитан на содержание 18 человек, однако в период содержания истца, периодически ИВС был переполнен, в нем содержалось до 30 человек. Два раза в сутки лиц, содержащихся в ИВС, выводили в туалет, а также в камерах находились бочки. Питание производилось по норме, горячие обеды выдавались ежедневно. Так как прогулочного дворика не было, на прогулку никого не выводили. Как начальник ИВС Красногорского УВД <адрес> он ежедневно проводил обход камер, от ФИО1 жалоб на условия содержания не поступало.

Истец, как бывший сотрудник ОВД, содержался отдельно от других категорий заключенных в целях личной безопасности, иногда с согласия прокурора, содержался в камере с несовершеннолетними.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии положениями ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, В соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормам международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических и нравственных страданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия в следственных действиях и судебных заседаниях, на восьмичасовой сон в ночное время, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами.

Также подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Из материалов дела следует, ФИО1 за период с о8.05.2008г. по ДД.ММ.ГГГГ находился в ИВС Красногорского УВД в общей сложности 38 дней.

Согласно техническому паспорту здание ИВС, расположенное по адресу: <адрес>, в котором содержался ФИО1, представляет собой подвальное помещение 1917 года постройки, отсутствует прогулочный дворик, в камерах отсутствуют санузлы, водоснабжение, спальные места (л.д.21-31).

Согласно ведомостям на выдачу питания арестованных и задержанных, истец в период содержания в ИВС ежедневно получал один раз горячее питание, 550 гр. хлеба, 30 гр. сахара и чай (л.д.35-56).

Как следует из ведомостей на выдачу питания арестованных и задержанных, из 38 дней нахождения истца в ИВС, 15 из них в ИВС был превышен лимит наполняемости содержащихся там лиц.

Как пояснил в судебном заседании начальник ИВС ФИО5, ФИО1 как бывший сотрудник ОВД, не всегда содержался отдельно от других категорий заключенных в целях личной безопасности. Имели место факты содержания его с несовершеннолетними, что противоречит требованиям Приказа МВД № 950 и 103-ФЗ.

Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда взыскивается, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Суд, учитывая продолжительность и степень тяжести полученных истцом нравственных и физических страданий, перенесенных им в результате ненадлежащего содержания в ИВС Красногоркого УВД, полагает исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 25000 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 25000 (двадцать пять тысяч) руб.

В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 10 дней.

Судья И.В. Белова