11.11.2010 о признании права собственности на земельный участок



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «11» ноября 2010 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Шилова А.Е.,

при секретаре Ерофеевой О.И.,

с участием:

представителя истца - адвоката НСС,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - КЛМ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сидоровой ЛМ к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Сидорова Л.М. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок, указав в заявлении, что после смерти мужа - СНА, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 доли одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником второй половины жилого дома - 1/2 доли, является НМК После оформления права собственности на жилой дом, Сидорова Л.М. обратилась с заявлением об оформлении права собственности на землю. Однако ей было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку на регистрацию было представлено свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок, которое было выдано на имя её мужа - САН, после его смерти. Несмотря на это, она имеет исключительное право на оформление в собственность земельного участка. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Истец просит суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 341,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель Сидоровой Л.М. - адвокат НСС, действующая на основании доверенности и ордера, заявленные истцом требования о признании права собственности на земельный участок поддержала и просила удовлетворить, дала объяснения аналогичные вышеуказанным. Границы земельного участка с соседними землепользователями согласованы.

Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГУ «ЗКП» КЛМ, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований Сидоровой Л.М. о признании права собственности на земельный участок.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - НМК в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. В удовлетворении исковых требований Сидоровой Л.М. не возражала, спора по границам земельного участка нет.

Выслушав объяснения представителя истца и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив и проверив гражданского материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сидоровой Л.М. о признании права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Из материалов дела следует, что на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Первой Куйбышевской государственной нотариальной конторы по реестру №, САГ был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 588 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (в последующем <адрес>.

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между САГ и СНА, САГ подарил СНА, принадлежащую ему на праве личной собственности 1/2 доли домовладения, находящегося по указанному выше адресу. Данный договор был удостоверен государственным нотариусом <адрес> УНВ, и зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в БТИ <адрес> /книга 29 реестр 123, инвентарное дело 4980/ (л.д. 17).

ДД.ММ.ГГГГ СНА умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии III-ЕР № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя - статья 1142 Гражданского кодекса РФ.

Согласно наследственному делу №, представленному нотариусом <адрес> ПТИ, наследником после смерти СНА является его супруга - Сидорова ЛМ Иных наследников, принявших наследство после смерти СНА, в представленном суду наследственном деле, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой Л.М. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 доли жилого дома, удостоверенное нотариусом г. Самара УГЕ Право собственности на указанную долю жилого дома было зарегистрировано в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 63-АБ 590653.

Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имя СНА было выдано свидетельство № о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 341,5 кв.м. по адресу: <адрес>. Свидетельство выдано на основании Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на данный участок Сидоровой Л.М. было отказано, поскольку свидетельство № о праве пожизненного наследуемого владения было выдано после смерти наследодателя /СНА/.

Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 12.05.2009 года № 01/082/2009-576, Сидоровой Л.М. также отказано в государственной регистрации права на указанный выше земельный участок, поскольку свидетельство на землю не подтверждает её право на участок, и земельный участок не включён в состав наследственного имущества.

Несмотря на отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, Сидорова Л.М. в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ, являясь собственником жилого дома, имеет исключительное право на оформление земельного участка в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ, поскольку при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник - часть 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ.

Прежний собственник жилого дома - СНА /супруг истицы/ владел земельным участком № по <адрес>, на праве бессрочного пользования. В последующем земельный участок был предоставлен СНА в пожизненное наследуемое владение, поскольку САГ реализуя свои права на земельный участок, в соответствии с действующим на тот момент земельным законодательством, обратился в уполномоченный орган с заявлением об оформлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение. Следовательно, имеющие место длящиеся правоотношения между сторонами возникли до смерти СНА

Однако решение о предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение было принято спустя более двух лет после обращения в уполномоченный орган, в связи с чем СНА не смог лично получить правоустанавливающий документ на земельный участок, в оформлении которого ему не было отказано, выразив при жизни волю на оформление участка в пожизненное наследуемое владение и подав заявление в уполномоченный орган. При этом в силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства также входят имущественные права и обязанности.

Кроме того, суд принимает во внимание, что Постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым земельный участок был предоставлен СНА в пожизненное наследуемое владение, никем не оспорено и недействительным не признано. Земельный участок у наследника Сидоровой Л.М. не изымался, поскольку участок был предоставлен семье САГ в период брака, и оснований для его изъятия из владения истицы не имеется. Сведения об оформлении прав иных лиц, на указанный земельный участок, отсутствуют. Решение о предоставлении другим лицам земельного участка, кроме СНА, не принималось.

В силу п. 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2001 г. № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в г Москве», в связи с жалобой гр. Близинской Т.В., по смыслу статьи 17 ч. 1, статьи 35 ч. 3 и статьи 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с соответствующими и международно-правовыми нормами, в отношении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками действует механизм защиты, гарантируемый ст. ст. 35, 45, 55 Конституции РФ. В отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. При этом исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав может быть осуществлена путём признания права, поскольку признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу ч. 7 ст. 38, ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности; 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования; 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно акту установления и согласования границ земельного участка № по <адрес>, границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями - владельцами и собственниками соседних участков. Земельному участку присвоен кадастровый номер - №, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ №. По категории земель, земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под жилой дом и приусадебный участок.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд признает требования Сидоровой Л.М. о признании права собственности на земельный участок обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сидоровой Л.М. о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать за Сидоровой ЛМ право собственности на земельный участок площадью 341,5 кв.м, кадастровый номер - №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование - жилой дом и приусадебный участок, категория земель - земли населенных пунктов.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с «16» ноября 2010 года.

Председательствующий Шилов А.Е.

Копия верна:

Судья Шилов А.Е. _______________________

-32300: transport error - HTTP status code was not 200