17.11.2010 дела, из публичных правоотношений



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «17» ноября 2010 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Шилова А.Е.,

при секретаре Ерофеевой О.И.,

с участием представителя Лахай М.В. - ЛАБ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Лахай МВ об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Лахай М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, указав в заявлении, что 01 апреля 2009 года она обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1.474 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. В июле 2010 года ей стало известно, что Министерство направило в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (или кадастровой карте) соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении испрашиваемого земельного участка. 28.09.2010 года Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, в адрес Министерства было направлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. В соответствии с п. 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, в двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления. Однако, получив заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (или кадастровой карте) соответствующей территории, министерство до настоящего времени не предприняло никаких действий в отношении заявления о предоставлении в собственность земельного участка. Лахай М.В. считает, что бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области нарушает её права, и просит суд признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 1.474 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, незаконным, и обязать Министерство имущественных отношений <адрес> исполнить обязанность по рассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по указанному выше адресу, в установленный срок.

В судебном заседании представитель Лахай М.В. - ЛАБ, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить, дал объяснения аналогичные вышеуказанным. Кроме того, представитель пояснил, что до настоящего времени заявление Лахай М.В. о предоставлении в собственность земельного участка не рассмотрено, ответ по её заявлению министерством не предоставлен.

Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, документы, подтверждающие уважительность причин неявки суду не представил, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещён своевременно и надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным на основании ч. 1 ст. 257 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя заявителя, изучив и проверив материалы дела, суд считает, что заявление Лахай МВ об оспаривании бездействия органа местного самоуправления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Постановления Правительства Самарской области от 20.06.2007 года № 79 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ», Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. На министерство возлагается в том числе, решение задач по обеспечению в пределах своей компетенции осуществления прав граждан и юридических лиц в отношении земельных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно пункту 25 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как следует из материалов дела, 01.04.2009 года в Министерство имущественных отношений Самарской области поступило заявление Лахай М.В. о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 1474 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства. Заявление было принято Министерством имущественных отношений Самарской области в установленном законом порядке, и зарегистрировано за № /регистратор ОТН/. Подача указанного заявления подтверждается распиской.

14.07.2010 года, то есть по истечении 1 года 3 месяцев после подачи Лахай М.В. заявления, Министерство имущественных отношений Самарской области направило руководителю Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка по указанному выше адресу.

28.09.2010 года Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара направил в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, то есть по адресу: <адрес>

Согласно части 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с пунктами 2.3, 2,4, 2.6 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74 «ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САМАРА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ», министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности её утверждения. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.

Однако до настоящего времени, то есть в течение 1 года 7 месяцев, в нарушении вышеуказанных требований, заявление Лахай М.В. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка министерством не рассмотрено и решение по её заявлению не принято, уведомление в адрес заявителя не направлено. Суду также не были представлены какие-либо сведения о рассмотрении заявления Лахай М.В. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, несмотря на положения ч. 1 ст. 249 ГПК РФ.

В силу пункта 20 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Несмотря на неоднократные извещения Министерства имущественных отношений Самарской области о дне, времени и месте рассмотрения дела, и несмотря на получение министерством заявления Лахай М.В. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и приложенных к заявлению копий документов, каких-либо сведений о рассмотрении заявления Лахай М.В. о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, министерство суду не представило. При этом в силу ч. 1 ст. 257 ГПК РФ, вышеуказанное заявление рассматривается судом в течение десяти дней.

Конституцией Российской Федерации - статья 46, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, а также принимая во внимание, что бездействием Министерства имущественных отношений Самарской области нарушены права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу о том, что требования Лахай М.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Лахай МВ об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению Лахай МВ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка - незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление Лахай МВ о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1.474 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с №

Председательствующий Шилов А.Е.