РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара ДД.ММ.ГГГГКрасноглинский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего судьи Нуянзиной С.В.
при секретаре Сережкиной Е.С.,
с участием истца - Шмигуна В.Г., представителя ответчика - ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары» Савичевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Шмигуна В.Г. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары» о перерасчете ранее назначенной досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Шмигун В.Г. обратился в суд к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары» с требованиями о зачете в его трудовой стаж, дающий право на перерасчет назначенной пенсии по старости по списку 1р XXI-3 оспариваемых периодов; о перерасчете назначенной ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что в соответствии с его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по старости по указанному списку, однако без включения в стаж работы следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя полетов аэродрома - начальника смены службы УВД в Куйбышевском Объединенном Авиаотряде гражданской авиации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера РДП (районного диспетчерского пункта) в Читинском Объединенном авиаотряде гражданской авиации. В то же время, в декабре 2003 года и марте 2004 года ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» получены разъяснения заместителя руководителя Департамента государственного регулирования организации воздушного движения Государственной службы гражданской авиации об идентичности диспетчерских пунктов и должностей специалистов службы УВД. В связи с этими разъяснениями он в октябре 2009 года вновь обратился к ответчику с просьбой о включении в трудовой стаж указанных периодов. Однако ему было отказано и разъяснено право на обращение в суд. В настоящее время зачтенный ему специальный стаж составляет 15 лет 5 месяцев 12 дней, а в случае зачета в специальный стаж оспариваемых периодов составит 25 лет 11 месяцев, что даст возможность увеличения размера пенсии и право на ее перерасчет за прошедшее со дня ее назначения время.
В судебном заседании истец Шмигун В.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные вышеуказанным, пояснил также, что по его мнению, на ВРДП Могоча и РДП Чита его функции оставались неизменными, а с учетом интенсивности и сложности движения, оспариваемые им периоды подлежат включению в его специальный стаж вне зависимости от указания в соответствующем перечне.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары по доверенности Савичева О.А. возражала против удовлетворения иска, пояснила, что специальный стаж работы Шмигуна В.Г. во вредных условиях труда на момент обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ - составил 15 лет 5 месяцев 12 дней. Оспариваемые периоды работы истца не были включены в специальный стаж, поскольку должности руководитель полетов (начальник смены службы) не предусмотрены Списком № производств, работ, профессий, должностей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту(по старости) на льготных условиях, а работа в должности диспетчера РДП не включена в стаж, поскольку Перечнем зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, расположенных на территории РФ, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены в РЦ ЕС ОрВД Чита предусмотрены все секторы РЦ, МДП, аэродром Чита («Кадала») - ДПК, «Вышка», (ДПСП), однако необходимых допусков в свидетельстве Шмигуна В.Г. не содержится. В связи с этим Шмигуну В.Г. было отказано и в перерасчете пенсии. Размер пенсии Шмигуна В.Г. на сегодняшний день исчислен исходя из общего трудового стажа с применением коэффициента 0,55, а при зачете оспариваемых периодов в льготный стаж будет исчисляться исходя из стажевого коэффициента 0,70. Необходимые страховые взносы за весь период работы Шмигуна В.Г. работодателем перечислялись.
Представитель третьего лица - ГУ «Отделение Пенсионного фонда в РФ по Самарской области» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором поддержал позицию Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд признает исковые требования Шмигуна В.Г. обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 39 Конституции России, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они не менее 10 лет проработали на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно подраздела 3 «Гражданская авиация» раздела ХХ1 «Транспорт» Списка № производств, работ, профессий, должностей…, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, «Работники (диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов), осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерких, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения» имеют право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Перечень указанных зон, районов и секторов управления воздушным движением утверждается Министерством гражданской авиации СССР по согласованию с Министерством труда и социальных вопросов.
Как следует из п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Минтруда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, работ, проводимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно Положению «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, засчитываемой в стаж работы. В силу п.3.2 раздела Ш указанного Положения, специальный трудовой стаж для работников, осуществляющих управление воздушным движением подтверждается - трудовой книжкой, а также свидетельством диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением, справками предприятий(организаций) с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением.
Как видно из материалов дела, приказом №/л от ДД.ММ.ГГГГ Шмигун В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность диспетчера службы движения аэропорта Могоча Читинского объединенного авиаотряда ГА, в которой проработал до ДД.ММ.ГГГГ. Приказом №/л от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Шмигун В.Г. был переведен на должность руководителя полетов аэродрома (начальника смены службы движения аэропорта ГА) Куйбышевского объединенного авиаотряда ГА (КуОАО), в которой работал по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записями в его трудовой книжке (л.д. 85-86).
Согласно свидетельствам диспетчера службы движения Гражданской авиации, ДД.ММ.ГГГГ Шмигуну В.Г. был присвоен второй класс диспетчера службы движения, с ДД.ММ.ГГГГ он был допущен к работе диспетчером РДП, с июля 1976 года - диспетчером УВД СТС, с октября 1977 года - диспетчером ДПП аэропорта Чита, с августа 1980 года - диспетчером ДПСП аэропорта Чита, а также с ДД.ММ.ГГГГ имел допуск к работе руководителем полетов аэродрома, (л.д. 98, 148-154). Свою квалификацию диспетчера и руководителя полетов он ежегодно, до ДД.ММ.ГГГГ подтверждал, о чем свидетельствуют отметки о продлении срока действия свидетельства.
Как следует из п. 6.4.1 главы 6 Наставления по производству полетов в ГА, (НПП ГА-85), утвержденного приказом Министра Гражданской авиации СССР № от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. и доп.), непосредственное управление воздушным движением осуществляется персоналом службы движения центров ЕС УВД и диспетчерских пунктов аэродрома. В силу п.6.4.2.1. Наставления…, органом (пунктом) непосредственного управления воздушным движением в районе УВД является районный центр единой системы Управления воздушным движением (РЦ ЕС УВД).
Перечнем зон, районов, секторов управления воздушным движением…, утвержденным Приказом Росаэронавигации от ДД.ММ.ГГГГ за №, в Новосибирской зоне ЕС ОрВД для РЦ ЕС ОрВД Чита предусмотрены все секторы РЦ, МДП; для аэродрома Чита («Кадала») предусмотрены ДПК, «Вышка» (ДПСП); для ВРЦ ЕС ОрВД Могоча предусмотрен ВРЦ. (л.д. 25).
Как следует из разъяснений начальника Управления персонала и учебных заведений ГА Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ и заместителя руководителя Департамента государственного регулирования организации воздушного движения, Центры Единой системы УВД были сформированы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по повышению безопасности полетов гражданской авиации» совместным приказом Министерства обороны СССР и Министерства ГА СССР от ДД.ММ.ГГГГ № на базе РДП. Диспетчерские пункты РДП были переименованы в РЦ ЕС УВД во исполнении требований приказа Главнокомандующего ВВС и Министра ГА СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с расширением их функциональных обязанностей.
Учитывая, что в свидетельстве диспетчера службы движения Шмигуна В.Г. имеются допуски с ДД.ММ.ГГГГ диспетчером РДП, с июля 1976 года - диспетчером УВД СТС, с октября 1977 года - диспетчером ДПП аэропорта Чита, с августа 1980 года - диспетчером ДПСП аэропорта Чита, что не соответствует наименованию диспетчерских пунктов, поименованных в Перечне, а также с учетом того, что право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях имеют работники диспетчерских пунктов с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, суд считает возможным отказать в удовлетворении требований истца о включении в его стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера РДП (районного диспетчерского пункта) в Читинском Объединенном авиаотряде гражданской авиации.
Доводы истца относительно тождества наименований диспетчерских пунктов и выполняемых им функций суд во внимание не принимает, поскольку Перечнем зон, районов, секторов управления воздушным движением…, утвержденным Приказом Росаэронавигации от ДД.ММ.ГГГГ за № и принятым с целью замены ранее действовавшего Перечня от ДД.ММ.ГГГГ, не отвечавшего по своему содержанию необходимым требованиям, диспетчерские пункты, на которых работа истец не поименованы, то есть специалистами данные диспетчерские пункты не были определены как диспетчерские пункты с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.
Как следует из типовой должностной инструкции руководителя полетов аэродрома-начальника смены службы движения аэропорта гражданской авиации, ему непосредственно подчиняется личный состав службы движения аэропорта, а в оперативном отношении - начальники дежурных смен соответствующих объектов и служб, он является главным должностным лицом, определяющим готовность аэродрома к полетам, разрешает и запрещает выпуск и прием воздушных судов на аэродроме, организовывает и обеспечивает управление воздушным движением через диспетчерские пункты в установленных границах района аэродрома, находится на том диспетчерском пункте, где складывается наиболее сложная обстановка, обязан постоянно контролировать работу подчиненных диспетчеров и служб, обеспечивающих безопасность полетов, иметь действующее свидетельство диспетчера службы движения, допуск к УВД и регулярно управлять воздушным движением, несет ответственность за обеспечение безопасности полетов при управлении воздушным движением.
Согласно п.6.1.5, 6.1.6 главы 6 Наставления по производству полетов в Гражданской авиации (НПП ГА-85), утвержденному приказом Министра ГА СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, работа службы движения организуется по сменам. Смены гражданских секторов возглавляются начальниками смен. Сменырайонных центров ЕС УВД, диспетчерских пунктов района аэродрома - соответственно руководителямиполетов района (РПР) и аэродрома (РПА)… Руководителю полетов подчиняются начальники дежурных смен соответствующих объектов и служб, обеспечивающих полеты и УВД по вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов.
В сборнике типовой документации службы движения ГА, утвержденном заместителем Министра ГА ДД.ММ.ГГГГ, в разделе «Типовые должностные инструкции руководящего состава службы движения ГА» имеются должностные инструкции руководителя полетов района - начальника смены гражданского сектора РЦ ЕС УВД, руководителя полетов аэродрома-начальника смены службы движения аэропорта ГА, руководителя полетов - начальника смены службы движения аэроузлового диспетчерского центра (АДЦ), специальных должностных инструкций для «руководителя полетов» либо «начальника службы движения аэродрома, аэропорта» не предусмотрено.
Согласно разъяснениям заместителя Департамента государственного регулирования организации воздушного движения, должности руководитель полетов аэродрома (начальник смены службы движения), руководитель полетов аэродрома-начальник смены, руководитель полетов района аэродрома-начальник смены, руководитель полетов района, руководитель полетов аэродрома имеют общий термин «руководитель полетов». Специалисты назначенные на эти должности, выполняют свои функциональные обязанности в установленном районе ответственности и лично осуществляют непосредственное управление воздушным движением в соответствии со своими должностными инструкциями. Как следует из материалов дела должностные инструкции «руководителя полетов аэродрома-начальника смены службы движения» и «руководителя полетов аэродрома» идентичны друг другу.
Изложенное приводит суд к выводу о том, что доводы представителя ответчика об отсутствии сведений, подтверждающих постоянную, не менее 80 процентов рабочего времени, занятость Шмигуна В.Г. на работе в должности руководителя полетов, предусмотренной Списком №, являются необоснованными, поскольку его занятость в течение полного рабочего дня в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропорта с наибольшей интенсивностью или сложностью движения подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами и ответчиком не опровергнута, а кроме того занимаемая им должность не совмещала в себе двух должностей, а являлась по существу одной должностью - «руководитель полетов», которая включает в себя функции начальника смены службы движения.
Оценивая имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что Шмигун В.Г. при решении вопроса о назначении ему пенсии ДД.ММ.ГГГГ, имел право на включение в специальный трудовой стаж оспариваемого периода работы в должности руководителя полетов аэродрома (начальника смены службы УВД), в связи с чем его требования в этой части подлежат удовлетворению.
С учетом положений п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также принимая во внимание включение оспариваемого истцом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя полетов аэродрома (начальника смены службы УВД) в Куйбышевском Объединенном Авиаотряде гражданской авиации в его специальный стаж, суд считает возможным отказать Шмигуну В.Г. в удовлетворении его требования о перерасчете назначенной ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку увеличения его трудового стажа на указанный период, то есть менее, чем на 10 лет, не достаточно для производства перерасчета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шмигуна В.Г. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары засчитать в специальный стаж Шмигуна В.Г., предоставляющий право на получение досрочной трудовой пенсии, в связи с работой с вредными условиями труда период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя полетов аэродрома (начальника смены службы УВД) в Куйбышевском Объединенном Авиаотряде гражданской авиации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий _______________________