Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2010 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего: Курунтяевой О.Д.
При секретаре: Филипповой Е.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1602\2010 года по иску Лопатиной Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Лопатина Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что в мае 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании под. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года. Решением УПФ в Красноглинском районе г.Самары в назначении досрочной пенсии ей было отказано, отказ был оформлен решением № 28 от 15.07.2010 года. Основанием к отказу послужило отсутствие требуемого 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Считает решение УПФ в Красноглинском районе г.Самары незаконным. При исчислении специального стажа пенсионным органом неправомерно был исключен период работы с 10 июня 1993 года по 24 мая 2010 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Самарская городская станция скорой медицинской помощи». Отказ в зачете данного периода в специальный стаж обоснован ответчиком ссылкой на Списки должностей, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и от 22 сентября 1999 года № 1066, а также на Номенклатуру должностей работников здравоохранения, утвержденную Приказом Минздрава РФ от 15 ноября 1999 года № 377, которыми якобы данная должность не поименована. При этом пенсионными органами не было принято во внимание то обстоятельство, что специфика работы на станциях скорой медицинской помощи требует обязательной конкретизации тех трудовых функций, которые фельдшер исполняет. Должность фельдшера по приему вызовов от населения станции скорой медицинской помощи является разновидностью должности фельдшера, включенной в указанный список должностей. В списках должностей, упомянутых в протоколе № 508 от 22 октября 2009 года содержится указание на должность фельдшера как на подлежащую зачету в специальный стаж. Ее должность в течение соответствующих периодов времени именовалась «фельдшер по приему вызовов» слово «фельдшер» в наименовании должности присутствует. Указанная должность относится к должности среднего медицинского персонала. В соответствии с должностной инструкцией фельдшера по приему вызовов ММУ «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» в круг должностных обязанностей фельдшера по приему вызовов входит оказание экстренной медицинской помощи больным, обратившимся на подстанцию, определение степени срочности и профиль направления выездной бригады, предрейсовый осмотр водителей подстанции в выходные и праздничные дни и т.п. Все перечисленные должностные обязанности непосредственно связаны с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Отказ в зачете упомянутых периодов в специальный стаж прямо противоречит действующим нормативным актам, регламентирующим основания возникновения права на пенсионное обеспечении у медицинских работников. Неправомерно были исключены из специального стажа периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля по 29 мая 1987 года, с 12 апреля по 26 мая 1994 года, с 27 по 31 мая 1996 года, с 11 мая по 22 июня 1999 года, с 17 февраля по 31 марта 2004 года, с 21 по 23 июня 2006 года с 2 марта по 13 апреля 2009 года. Пенсионным органом не было учтено, что она направлялась на курсы на основании приказов администрации Станции скорой помощи и в соответствии с распоряжениями Минздрава об обязательном периодическом повышении квалификации работников здравоохранения. Требование об обязательном повышении квалификации является неотъемлемой частью ее трудовых обязанностей. Просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Включить в ее трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды работы ( в календарном исчислении): с 10 июня 1993 года по 24 мая 2010 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Самарская городская станция скорой медицинской помощи», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля по 29 мая 1987 года, с 12 апреля по 26 мая 1994 года, с 27 по 31 мая 1996 года, с 11 мая по 22 июня 1999 года, с 17 февраля по 31 марта 2004 года с 21 по 23 июня 2006 года, с 2 марта по 13 апреля 2009 года и обязать УПФ в Красноглинском районе г.Самары назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения в пенсионный орган 24 мая 2010 года.
В судебном заседании представитель истицы Лопатиной Н.В., по доверенности Руслин А.Д. исковые требования поддержал, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердил.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары, по доверенности Савичева О.А. исковые требования Лопатиной Н.В. не признала, пояснила, что 24 мая 2010 года к ним обратилась Лопатина Н.В. с заявлением о назначении ей пенсии. Однако протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 156 от 15.07.2010 года ей было отказано, поскольку стаж работы, дающий право на назначении досрочно трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 составляет 12 лет 11 месяцев 18 дней. Период работы с 10.06.1993 года по 24.05.2010 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станции скорой медицинской помощи городского округа Самара не засчитан в специальный стаж, поскольку Номенкулатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года № 395 предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. А также вышеуказанная должность не поименована в разделах «Наименование должностей» Списка должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Выслушав представителя истицы, ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Лопатиной Н.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 28 указанного закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно диплому ВТ № 417430, Лопатина (Хренова) Н.В. в 1976 года поступила, а в 1980 году окончила Куйбышевское медицинское училище № 1 им. Н. Ляпиной по специальности «фельдшерская», ей была присвоена квалификация «фельдшер».
Как следует из трудовой книжки истицы, в период с 10.06.1993 года и до момента обращения с заявлением о назначении пенсии в Управление Пенсионного фонда, то есть до 24.05.2010 года, а также и в настоящее время, Лопатина Н.В. работает в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Станция скорой медицинской помощи г.Самара».
Факт работы Лопатиной Н.В. в штатной должности фельдшера по приему вызовов подтверждается также справкой работодателя о занятости, штатными расписаниями ССМП за оспариваемый период.
Согласно действовавшему до 01.11.1999 года правовому регулированию Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
В связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Лопатиной Н.В. о включении в ее трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения период с 10 июня 1993 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Самарская городская станция скорой медицинской помощи».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ № 310-О-О от 19 марта 2009 года, после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой внесении изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям ( Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П).
Таким образом, после 1 ноября 1999 года работы истицы Лопатиной Н.В. в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Станция скорой медицинской помощи г.Самары» не поименована соответствующими Списками, а потому включение этого периода с 01.11.1999 года по 24.05.2010 года в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается.
Необоснованным суд считает исключение из специального медицинского стажа истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля по 29 мая 1987 года, с 12 апреля по 26 мая 1994 года, с 27 по 31 мая 1996 года, с 11 мая по 22 июня 1999 года, поскольку в это время она работала фельдшером по приему вызовов Станции скорой медицинской помощи, направление ее на курсы осуществлялось по инициативе работодателя и следовательно в его интересах, на основании приказов, за Лопатиной Н.В. сохранялась заработная плата, перечислялись необходимые страховые взносы, что не оспаривается ответчиком.
Истица повышала свою квалификацию как медицинский работник, в соответствии с занимаемой ею должностью, для нее, как для работника, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в силу специальных нормативных актов ( приказы Минздрава РФ № 286 от 19.12.1994 года № 186 от 05.06.1998 года) - повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы. Данные обстоятельства подтверждены приказами и справками работодателя, свидетельствами об окончании Лопатиной Н.В. соответствующих курсов, имеющимися в материалах дела.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать Лопатиной Н.В. в иске о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 февраля по 31 марта 2004 года с 21 по 23 июня 2006 года с 2 марта по 13 апреля 2009 года, поскольку они имели место после 01.11.1999 года.
В связи с вышеизложенным, суд считает также необходимым отказать Лопатиной Н.В. в иске о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения в пенсионный орган с 24 мая 2010 года, в связи с отсутствием у истицы требуемого медицинского стажа 30 лет необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лопатиной Н.В. удовлетворить частично.
Включить в трудовой стаж Лопатиной Н.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения период с 10 июня 1993 года по 31 октября 1999 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Самарская городская станция скорой медицинской помощи», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля по 29 мая 1987 года, с 12 апреля по 26 мая 1994 года, с 27 по 31 мая 1996 года, с 11 мая по 22 июня 1999 года.
В удовлетворении иска о включении Лопатиной Н.В. в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения период с 1 ноября 1999 года по 24 мая 2010 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Самарская городская станция скорой медицинской помощи», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 февраля по 31 марта 2004 года, с 21 по 23 июня 2006 года, с 2 марта по 13 апреля 2009 года, а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 24 мая 2010 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 10 декабря 2010 года.
Председательствующий: