Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего: Курунтяевой О.Д.
При секретаре: Филипповой Е.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1920\2010 года по иску Манукян А.А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Манукян А.А. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что зарегистрирован и проживает в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение было предоставлено ему ФГУП «1253 ЦРБ РЛВ» Минобороны, ордер № 25 от 15.12.2004 года. Он своевременно оплачивает коммунальные платежи. На основании Постановления Главы администрации г.о.Самара от 15.08.2007 года с ним был заключен договор социального найма. Он решил приватизировать указанное жилое помещение. Комната была передана в муниципальную собственность на основании Постановления Главы города Самара за № 126 от 17.03.2000 года и включена в реестр за № 014734-2. Ему было отказано в приватизации спорной комнаты поскольку в Департаменте управления имуществом г.о.Самара отсутствуют документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности и было рекомендовано обратиться в суд. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца по доверенности Дегтярева С.Г. исковые требования поддержала, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердила, пояснила, что в ином порядке Манукян А.А. лишен права получить спорную комнату в собственность, поскольку Департамент управления имуществом г.о.Самара отказал ему в заключении договора приватизации.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Представитель Администрации г.о.Самара, привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица, по доверенности Нарманова Н.В. удовлетворение исковых требований истца оставила на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Представитель ОАО « 1253 Центральной Ремонтной базы Радиолокационного вооружения» в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в их отсутствие, не возражают против удовлетворения исковых требований истца.
Выслушав представителя истца, третьего лица, изучив материалы гражданского дела суд считает, что исковые требования Манукян А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Согласно ч 2 п 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений ( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года « О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского ( за исключением городов районного подчинения) районного ( за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение ( на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Из указанных норм закона, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Судом установлено, что Манукян А.А. является нанимателем жилого помещения - комнаты площадью 15,6 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании ордера, где он зарегистрирован и проживает по настоящее время, производит оплату за свою комнату. Истец пользуется и владеет изолированным жилым помещением, ранее не использовал свое право на приватизацию жилого помещения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 15.08.2007 года исключена из состава муниципального специализированного жилищного фонда жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> ( л.д.7) 3декабря 2007 года МП ЭСО заключило с истцом договор социального найма жилого помещения ( л.д.8)
Объект недвижимости по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества 17.03.2000 года за номером 014734-2 на основании Постановления Главы города Самары № 126 от 17.03.2000 года ( л.д. 14)
Таким образом, суд считает, что истец, как наниматель жилого помещения в доме, имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Самара на жилой дом не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца, оснований к отказу в иске не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Манукян А.А. удовлетворить.
Признать за Манукяном А.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 15,60 кв.м. жилой площадью 15,60 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 25 декабря 2010 года.
Председательствующий: