О ПРИЗНАНИИ ПРАВА НА НАЗНАЧЕНИЕ ДОСРОЧНОЙ ТРДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 02 февраля 2011 г.

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.

при секретаре Стукаленко Т.Н.

с участием истца Апасова С.П., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары Савичевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Апасова С.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары о признании права на назначение досрочной пенсии и включении в специальный трудовой стаж периодов работы,

УСТАНОВИЛ:

Апасов С.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары, в котором просил признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии, со дня первичной подачи заявления в Управление Пенсионного фонда Красноглинского района г. Самары с ноября 2009г., и включить в специальный стаж периоды его работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ при Куйбышевском облсовете ДСО «Труд»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера -преподавателя в ДЮСШ при Куйбышевском облсовете ВДФСО профсоюзов;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя, директора в ДЮСШ Областного Совета ВДФСО профсоюзов «Спортивный клуб»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, старшего тренера-преподавателя в ДЮСШ при Областном Совете ВДФО профсоюзов «Россия»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, старшего тренера-преподавателя ДЮСШ при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы-гимназии №17 среднего общего образования г.Белорецка;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя СДЮШОР-13 при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора СДЮШОР №13 при АНОДО Самарского облсовета ФСО профсоюзов «Россия»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера преподавателя ГУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва», указывая на то, что он все эти периоды занимался педагогической деятельностью, в связи с чем имеет право на досрочную трудовую пенсию как педагогический работник.

В судебном заседании Апасов С.П. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, считая, что более 25 лет занимается педагогической деятельностью, в том числе и в спорные периоды. Работая в детских, юношеско- спортивных школах, осуществлял учебно-тренировочную и воспитательную работу с детьми-школьниками в свободное от занятий в школе время, занимался их физической подготовкой, укреплением здоровья, всегда имел полную педагогическую нагрузку, в связи с чем просил признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Считает отказ комиссии по назначению пенсии необоснованным.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары Савичева О.А. исковые требования не признала, пояснив, что спорные периоды, указанные истцом по ДД.ММ.ГГГГ включительно территориальным пенсионным органом зачтены в специальный стаж. Что касается остальных периодов работы Апасова С.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, старшего тренера-преподавателя ДЮСШ при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя СДЮШОР-13 при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора СДЮШОР №13 при АНОДО Самарского облсовета ФСО профсоюзов «Россия»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера преподавателя ГУ ДО»Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва», не признала, поскольку для зачета педагогического стажа в выслугу лет необходимо, чтобы работа протекала в должностях и учреждениях непосредственно поименованных в Списке и Правилах. При определении права на пенсионное обеспечение за выслугу лет Список и Правила применяются буквально и расширительному толкованию не подлежат. Списки изданы в пределах компетенции Правительства и не нарушают права граждан, охраняемых законом. Они лишь конкретизируют те или иные должности и учреждения, которые дают право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Данные учреждения - Самарский областной совет ФСО профсоюзов «Россия», Автономная некоммерческая организация дополнительного образования Самарского областного Совета ФСО профсоюзов «Россия», ГУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва», не предусмотрены Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях, для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Кроме того, детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) не имеет статуса юридического лица, не является учреждением и не поименована в числе структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений п.5 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 и п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2020г. № 781.

Также для зачета в специальный стаж заявителя периодов работы с 01.01.2001г. не выполнено условие п.12. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781: периоды в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и п.2 раздела «Наименование учреждений», начиная с 01.01.2001г. засчитывается в стаж при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и п. 2 раздела «Наименование учреждений».

Период работы с 15.08.1996г. по 28.12.1996г. в должности учителя школы-гимназии №17 среднего общего образования г.Белорецка не может быть засчитан ни в общий, ни в педагогический стаж, поскольку уточняющая справка о работе в данный период не была представлена, а записи в трудовой книжке сделаны с нарушением инструкции.

Представитель отделения пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Свидетель МСБ в судебном заседании пояснил, что в спорные периоды он работал с Апасовым С.П. Апасов С.П. все эти годы занимался педагогической деятельностью, работал с детьми.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Апасова С.П. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия старости назначается лицам, независимо от возраста, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, и нашло свое подтверждение в материалах дела, что Апасов С.П. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как педагогический работник, если он не менее 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Судом установлено, что Апасов С.П. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, старшего тренера-преподавателя ДЮСШ при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя СДЮШОР-13 при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора СДЮШОР № при АНОДО Самарского облсовета ФСО профсоюзов «Россия»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера преподавателя ГУ ДО»Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва».

Как следует из раздела 2. «Наименование должностей» и «Наименование учреждений…», утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в должности «тренера-преподавателя» в учреждениях «детско-юношеские спортивные школы» всех наименований предусмотрена в числе представляющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью. «Тренер» и «старший тренер» были в списке должностей, относящихся к учреждениям народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, во внешкольных учреждениях, в том числе детско-юношеских, спортивных школах, есть такие должности как «тренер-преподаватель», что фактически и отражено в трудовой книжке истца.

Что касается наименования учреждений, в которых работал Апасов С.П. Самарский областной совет ФСО профсоюзов «Россия», Автономная некоммерческая организация дополнительного образования Самарского областного совета ФСО профсоюзов «Россия», ГУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва», то согласно определению Верховного Суда РФ от 31.07.2001г. в постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 «Об учреждении Списка профессий и должностей работников образования предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников народного образования, независимо от ведомственной подчиненности учреждения. В указанных нормативных актах отсутствуют ссылки на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения и организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. №310-0 в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных), независимо от того, в чьей собственности она находится. Все субъекты права собственности должны иметь одинаковые возможности защиты данного права и связанных с ним законных интересов без каких-либо ограничений, которые в силу ст. 55 Конституции РФ могут устанавливаться законом только для достижения конституционно значимых целей и должны быть соразмерны им.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные, негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др.(ст.11.1).

Действия законодательства в области образования распространяются на все образовательные учреждения, независимо от организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 ст.55).

Право Апасова С.П. на досрочную трудовую пенсию по старости вытекает из самого факта занятия педагогической деятельностью в должности тренера-преподавателя. Детская спортивная школа постановлением Совмина СССР от 30.04.1952г. №2140 внесена в номенклатуру внешкольных учреждений. В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям (дополнительного образования). В разные годы наименования спортивных школ изменялись (ДСШ, ДЮСШ,СДЮШОР,ДЮСТШ,СДЮСТШОР,СШР, ШВСМ), хотя их задачи в целом не изменялись.

В соответствии с Типовыми Положениями «О детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), ДЮСШ создаются в системе министерства просвещения, профсоюзов и других органов. Положение распространяется на ДЮСШ независимо от ведомственной принадлежности; спортивные школы являются внешкольными учреждениями, их задачами являются физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа среди детей и подростков, направленная на укрепление их здоровья, всестороннее физическое развитие.

В соответствии с п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. №25 сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей,… защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием адекватных досрочному выходу на пенсиях правовых средств. До установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по страсти, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество -государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание статьей 19(части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), и 55 (части 2 и 3 Конституции Российской Федерации.

Ссылка ответчика на то, что ДЮСШ, а также Специализированная детско-юношеская школа «Олимпийского резерва» не является юридическим лицом, является необоснованной и опровергается вышеизложенным, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности исключения ответчиком вышеуказанных периодов работы Апасова С.П. из специального педагогического стажа.

Суд считает необоснованным исключение из специального стажа периода работы Апасова С.П. в должности учителя школы-гимназии №17 среднего общего образования г.Белорецка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из представленной справки №5 от 27.10.2010г. следует, что Апасов С.П. работал в течение полного рабочего дня в должности учителя физической культуры на полную рабочую ставку.

Принимая во внимание, что на момент обращения в УПФ РФ в Красноглинском районе г. Самары - ДД.ММ.ГГГГ у Апасова С.П. имелся специальный трудовой стаж 25 лет, отказ территориальных органов Пенсионного фонда РФ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность является неправомерным.

Доводы истца о том, что пенсия должна быть ему назначена с ноября 2009г., с момента первоначального обращения, а не с ДД.ММ.ГГГГ суд считает несостоятельными, поскольку с надлежащим заявлением и документами о назначении пенсии Апасов С.П. обратился ДД.ММ.ГГГГ, в назначении пенсии ему было отказано только ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что в период работы Апасова С.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имелись административные отпуска, суд полагает необходимым данный период включить в специальный стаж за вычетом указанных периодов административных отпусков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Апасова Сергея Павловича удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары засчитать в стаж работы Апасова Сергея Павловича, предоставляющий право на получение трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, старшего тренера-преподавателя ДЮСШ при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы-гимназии №17 среднего общего образования г.Белорецка;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя СДЮШОР-13 при Самарском облсовете ФСО профсоюзов «Россия»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора СДЮШОР №13 при АНОДО Самарского облсовета ФСО профсоюзов «Россия»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера преподавателя ГУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва» и назначить ему выплату пенсии с момента возникновения такого права и обращения с заявлением в УПФ т.е. с 30.06.2010г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Красноглинский районный суд г. Самары со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 07.02.2011г.

Председательствующий: