РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Самара 25 февраля 2011 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ермаковой О.А.,
при секретаре Ерофеевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Лисица ОД к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары о назначении трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с Российским законодательством, как лицу прибывшему из Украины, и возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., мотивировав исковые требования тем, что в ноябре 2006 г. она приехала в Российскую Федерацию из Украины (<данные изъяты>) на постоянное место жительство. Пенсионный фонд Украины выплатил ей пенсию по ДД.ММ.ГГГГ включительно, после чего она снялась с регистрационного учета на Украине. Прибыв в РФ она встала на временный регистрационный учет в Красноглинском районе г. Самары. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении ей трудовой пенсии в соответствии с Российским законодательством, как лицу прибывшему из Украины, однако документы у нее не приняли, мотивировав тем, что ей необходимо собрать справки о стаже работы и заработной платы с переводом на русский язык и заверенные нотариусом, а также представить пенсионное дело из <данные изъяты>. После представления всех необходимых документов работниками пенсионного фонда ей было разъяснено, что пенсия ей будет назначена с даты получения гражданства РФ. Разрешение на временное проживание в РФ она получила ДД.ММ.ГГГГ, а гражданство РФ с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары о запросе пенсионного дела из Украины. Документы необходимые для назначения пенсии у нее были приняты только ДД.ММ.ГГГГ после получения пенсионного дела и с этого времени ей была назначена трудовая пенсия по старости. Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № ей была произведена доплата трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения с заявлением о запросе пенсионного дела. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ она осталась без социальной поддержки государства, т.к. является нетрудоспособной и пенсия является для нее единственным источником дохода. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд.
В судебном заседании истица Лисица О.Д. уточнила исковые требования и просила суд назначить ей трудовую пенсию по старости с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет (доплату) назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дала пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения.
Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары Савичева О.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, пояснила, что истица обратилась за пенсией имея только регистрацию по месту пребыванию на территории РФ, однако данная регистрация не дает оснований считать, что истица является постоянно проживающей в РФ. Пенсия истице была назначена с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после получения гражданства РФ.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУ - Управления Пенсионного фонда по Самарской области, ОУФМС России по Самарской области в Красноглинском районе г. Самары в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика - Савиной О.А., изучив и проверив материалы дела, суд признает исковые требования Лисица О.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом - часть 1 статьи 39. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п.3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ.
На основании ч.3 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ, в том числе из Украины, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (далее - Соглашение).
В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п.1 ст. 6 Соглашения назначение пенсии гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 г., при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно Письму Минсоцзащиты РФ от 31.03.1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Для прибывших на территорию РФ из государств - участников СНГ граждан Российской Федерации или граждан, приобретших российское гражданство на территории Российской Федерации в упрощенном порядке, пенсия может быть назначена по месту пребывания или по месту фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.
В судебном заседании установлено, что истица Лисица О.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала на Украине в <данные изъяты> и являлась гражданкой указанной страны, получала пенсию по старости.
Как следует из пенсионного аттестата № и справки от ДД.ММ.ГГГГ № выданных отделом пенсионного обеспечения Управления Пенсионного фонда Украины в <данные изъяты>, истица на пенсионном учете при УПФ в Ленинском районе <данные изъяты> не значится, ее личный счет № был снят с учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выездом ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в Россию в г. Самару. Пенсия истице не выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что в ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с Российским законодательством, как лицу, прибывшему из Украины, где получила разъяснения о возможности назначения пенсии только после получения российского гражданства. ДД.ММ.ГГГГ после получения гражданства РФ истица вновь обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары с заявлением о назначении пенсии и с этой даты ей была начислена пенсия по старости.
Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев заявление Лисица О.Д. о назначении ей пенсии с более раннего срока, комиссия приняла решение о сохранении срока назначения трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента подачи заявления Лисица О.Д. о запросе пенсионного дела из Украины. На основании данного протокола истице была произведена доплата трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Ответом ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7-8) и Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, истице было отказано в начислении и выплате пенсии за более ранний срок, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Данные отказы ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары суд считает незаконными, поскольку вышеперечисленные правовые нормы связывают право иностранного гражданина на получение пенсии в Российской Федерации именно с фактом его постоянного проживания на территории России, а не с фактом получения гражданства.
Конституционный Суд РФ от 04.03.2004 г. № 146-О, указывая на наличие пенсионных прав у иностранных граждан на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, также указал на возможность установления судом факта постоянного проживания иностранного гражданина. Установление факта постоянного проживания иностранного гражданина на территории России влечет соответствующие правовые последствия для такого лица.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возврату, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из буквального смысла данной нормы, и смысла, вытекающего из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и исходя из приведенной позиции Конституционного Суда РФ, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами РФ на условиях и в порядке, предусмотренным федеральным законом.
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Конституция РФ (ч.1 и 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Также, положения Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям ОУФМС России по Самарской области в Красноглинском районе г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, истица Лисица О.Д. в ДД.ММ.ГГГГ переехала на постоянное место жительство в Россию и ДД.ММ.ГГГГ встала на миграционный учет, зарегистрировалась сроком на три месяца в г. Самаре по месту пребывания дочери. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица своевременно проходила переучет в органах миграционной службы. ДД.ММ.ГГГГ ею было получено разрешение на временное проживание №, выданное УФМС России по Самарской области, на основании которого истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением УФМС России по Самарской области Лисица О.Д. приняла гражданство РФ и ДД.ММ.ГГГГ она была документирована паспортом гражданина РФ, в котором была сделана отметка о ее регистрации по новому адресу: <адрес>.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Лисица О.Д. постоянно и непрерывно проживает на территории России, что подтверждается получением и продлением ею разрешения на временное проживание, получением гражданства и паспорта Российской Федерации. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что пенсия истице по прежнему месту жительства (в <данные изъяты>) была выплачена по ДД.ММ.ГГГГ включительно, суд считает необходимым удовлетворить уточненные исковые требования Лисица О.Д. о возложении обязанности на ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары назначить ей трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, так как истица постоянно проживает на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лисица ОД - удовлетворить.
Назначить Лисица ОД трудовую пенсию по старости, как лицу, прибывшему из Украины на постоянное место жительство в Россию, с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 02.03.2011 года.
Председательствующий: О.А. Ермакова