13.05.2011г. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2011 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:

Председательствующего: Медведевой Н.П.

При секретаре: Маямсиной Ю.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Яхинбаевой ЛЗ, Илясовой АР в ее интересах и в интересах ее несовершеннолетнего сына Илясова ЕМ к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Яхинбаева Л.З. и Илясова А.Р., в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Илясова Е.М., обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности, по 1/3 доли за каждым, на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в порядке приватизации, указав, что с <данные изъяты> года Яхинбаева Л.З. и ее дочь Илясова А.Р. постоянно проживают в комнате <адрес>. Несовершеннолетний Илясов Е.М. проживает в указанной комнате с рождения с <данные изъяты>. В 2010 году они решили воспользоваться своим правом на приватизацию, так как ранее это право ими не использовано, однако в приватизации указанного жилого помещения им было отказано.

Истица Илясова А.Р. в судебное заседание не явилась по причине ухода за малолетним ребенком, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании истца Яхинбаева Л.З. исковые требования поддержала, пояснила, что истцы обращались с заявлением о приватизации спорной комнаты, но им было отказано, поскольку дом имеет статус общежития. Отказ считает незаконным, поскольку дом № был передан в муниципальную собственность после вступления в силу Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ, статус данного дома общежития был утрачен в силу закона и у истцов, занимающих в этом доме изолированное жилое помещение имеется право приобрести его в собственность. Ранее в приватизации они не участвовали, никакого жилья в собственности не имеют. Просит признать за ними право собственности в порядке приватизации, по 1/3 доли за каждым, на жилое помещение <адрес> жилой площадью 12,6 кв.м., общей площадью 12,60 кв.м.

Представитель ответчика - Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности Геворгян О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости <адрес> имеет статус общежития, используется в качестве общежития и в силу закона приватизации не подлежит.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления РОСРЕЕСТРА по Самарской области, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МПЭСО г.Самара, в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя. Согласно письменному отзыву, иск не признает, поскольку, спорная комната находится в здании общежития, и не подлежит приватизации.

Выслушав мнение истицы, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Яхинбаевой Л.З. и Илясовой А.Р., в ее интересах и в интересах ее несовершеннолетнего сына Илясова Е.М., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Согласно ч. 2 п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами закона не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером № на основании Постановления Главы города Самары № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом был фактически передан ДД.ММ.ГГГГ по акту передачи в муниципальную собственность от ОАО Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова. После передачи жилого дома <адрес> в муниципальную собственность решения о включении данного дома в специализированный жилищный фонд не принималось.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года « О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

В силу ст. 7 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из указанных норм закона, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. После передачи вышеуказанного дома от ОАО Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова в муниципальную собственность решения о присвоении статуса специализированного жилищного фонда не принималось.

Судом установлено, что Яхинбаева Л.З. является нанимателем жилого помещения – комнаты № площадью 12,6 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании лицевого счета №, где она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает совместно со своей дочерью Илясовой А.Р. и внуком Илясовым Е.М. по настоящее время, производит оплату за свою комнату. Истцы пользуются и владеют изолированным жилым помещением, ранее не использовали свое право на приватизацию жилого помещения.

Свидетель КАК в судебном заседании пояснил, что Яхинбаева Л.З. со своей дочерью вселилась в комнату в общежитии, которую ей предоставили по месту ее работы. В данной комнате она проживает по настоящее время.

Таким образом, суд считает, что истцы, как наниматели жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальный жилищный фонд, и в силу закона утратил статус общежития, имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.

В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца, оснований к отказу в иске не усматривает.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Яхинбаевой ЛЗ, Илясовой АР в ее интересах и в интересах ее малолетнего сына Илясова ЕМ удовлетворить.

Признать за Яхинбаевой ЛЗ, Илясовой АР, Илясовым ЕМ право собственности, по 1/3 доли за каждым, на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 12,6 кв.м. жилой площадью 12,6 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 18.05.2011 года.

Председательствующий: