Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» мая 2011 года Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего судьи Самариной Е.Г., при секретаре Мазилкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Анисимова СА к Атаевой АВ о признании договора купли-продажи квартиры недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Анисимов С.А. обратился в суд с иском к Атаевой А.В. о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации г.о. Самары № его мать, Анисимова А.А. была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ его мать, в лице представителя ДНА обратилась в администрацию г.о. Самары с заявлением о предоставлении ей как участнику ВОВ социальной выплаты на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г.о. Самары № его матери была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в размере 1060 200 рублей. ДД.ММ.ГГГГ на предоставленную выплату на имя его матери было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Несмотря на то, что денежная субсидия выделялась Анисимовой А.А. на улучшение жилищных условий она продолжает проживать в том же доме и жилищные условия ее не улучшились. ДД.ММ.ГГГГ Анисимова А.А. продала купленную на предоставленную субсидию квартиру внучке- Атаевой А.В., о чем имеется договор купли-продажи от 12.08.2010 г. Полагал, что данный договор является недействительным, поскольку Анисимова А.А. на момент заключения договора не осознавала окружающей ее обстановки, не понимала значение своих действий и не могла ими руководить, в силу психического расстройства. Анисимова А.А. не узнает его и других родственников, очень часто не понимает, где находится, с трудом разговаривает и передвигается. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере, принимает сильнодействующие медицинские препараты.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Березовская Е.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогично изложенным в иске. Полагала, что заключение экспертов о том, что Анисимова А.А. в юридически значимый период была адекватна, не свидетельствует о том, что она понимала, что делает и могла своими действиями руководить. О том, что Анисимова А.А. на момент заключения договора не осознавала окружающей ее обстановки, не понимала значение своих действий и не могла ими руководить свидетельствуют показания свидетелей.
В судебном заседании представители Атаевой А.В. по доверенностям Атаева Л.Р. и Стародубцев А.Ю. исковые требования не признали и просили в удовлетворении отказать, пояснив, что вменяемость Анисимовой А.А. в момент заключения оспариваемой сделки подтверждена заключением судебно-психиатрической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Самарским психоневрологическим диспансером, и кроме того, истец не является лицом, которое вправе оспаривать сделку купли-продажи квартиры, так как его права не нарушены, совершение сделки не повлияло на правовое положение истца Анисимова С.А., не породило для него правовых последствий, правом обращаться в суд с иском в интересах Анисимовой А.А., Анисимов С.А. не обладает, поскольку не является опекуном либо попечителем.
Анисимова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена. В целях защиты прав Анисимовой А.А. в дело судом привлечен адвокат ЮК № 7 Неклюдова Ю.В., которая исковые требования истца не признала и просила в удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области ( Управление Россреестра по Самарской области) не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ч.2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Конституцией РФ гарантируется право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а также признание и защита собственности, ее охрана законом. Названные права в силу ст. 1,2,15,17,19,45 и 46 Конституции РФ гарантируются в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются на основе общепринятых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Атаевой А.В. и Анисимовой А.А., в лице представителя ДНА был заключен договор купли-продажи квартиры, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права 63-АЕ 169761. При заключении договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 35 п.3 СК РФ, представителем продавца ДНА предоставлено нотариально заверенное согласие супруга Анисимовой А.А.- Анисимова А.П. на пропажу квартиры. Анисимова А.А., согласно сведениям из Самарского психоневрологического диспансера, на учете не состоит.
О том, что Анисимова А.А. на момент совершения сделки ДД.ММ.ГГГГ адекватно воспринимала все, что происходило вокруг, понимала характер и значение своих действий подтверждается показаниями свидетеля ЕДА- врача-невролога ГБ № в судебном заседании, который показал, что при обследовании Анисимовой А.А. в августе 2010 г. она полностью осознавала значение своих действий, в сентябре 2010 г. у нее было резкое ухудшение самочувствие, показаниями свидетелей СМИ, ТНА, ДНА, заключением амбулаторной первичной комиссионной судебной психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что в юридически значимый период времени, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Анисимова А.А. могла по своему психическому состоянию понимать значение своих действий и руководить ими. Анисимова А.А. в юридически значимый период времени была адекватна, общалась с окружающими, всех узнавала. Пояснения Анисимова С.А., свидетелей АЕВ, ААС, СЮС, что Анисимова А.А. в период заключения сделки не понимала значение своих действий и не могла ими руководить, опровергается заключением вышеуказанной экспертизы.
Экспертное заключение, является, в силу ст. 67 ГПК РФ.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства – объяснения сторон, показания свидетелей, заключение амбулаторной первичной комиссионной судебной психиатрической экспертизы суд приходит к выводу о том, что они являются достаточными для вывода о том, что в момент заключения сделки купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Анисимова А.А. понимала значение своих действий и руководила ими.
Заключение амбулаторной первичной комиссионной судебной психиатрической экспертизы, по мнению суда, является научно обоснованным и аргументированным, суд принимает во внимание, что оно дано специалистами высокой квалификации на основании глубокого, всестороннего, полного исследования и анализа всех материалов дела, медицинских документов, предоставленных в распоряжение экспертов. Каких либо объективных данных, позволяющих подвергнуть сомнению достоверность и обоснованность указанного экспертного заключения, не имеется.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Под осуществлением права понимают поведение лица, соответствующее содержанию принадлежащего ему права, то есть совершение определенных действий или воздержание от них. Проявлением свободы поведения является широкое усмотрение лица при выборе варианта своего поведения в пределах, предусмотренных гражданским правом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Анисимова А.А. воспользовалась своим правом, оформила доверенность и сделку купли-продажи, при этом понимала характер и значение совершаемых ею действий и руководила ими.
Кроме того, суд полагает, что истец Анисимов С.А. является лицом, который не вправе оспаривать сделку купли-продажи, в соответствии со ст. 177 ГК РФ, так как его права данной сделкой не нарушены. Лицо, требующее признания недействительности сделки и применения последствий ее недействительности в чужих интересах без правовых оснований к этому, не может быть признано заинтересованным. Совершение оспариваемой сделки -отчуждение квартиры Анисимовой А.А. в пользу Атаевой А.В. не повлияло на правовое положение истца Анисимова С.А. и не породило для него правовых последствий, а именно не лишало его какого-либо права и не возложило на него какой-либо обязанности. Право обращаться в суд с исковыми требованиями в интересах Анисимовой А.А. истец Анисимов С.А. не обладает, поскольку не является ее опекуном или попечителем.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Анисимова СА к Атаевой АВ, Анисимовой АА о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, о применении последствия недействительности ничтожной сделки к договору купли-продажи квартиры- отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 22.05.2011 года.
Судья Е.Г. Самарина