23.06.2011 об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» июня 2011 года Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Самариной Е.Г., при секретаре Мазилкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Красноглинского района г. Самары в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детскому саду , Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязать устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился в суд в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детскому саду , Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязать устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проверено соблюдение законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МДОУ Красноглинского района г. Самары, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства РФ « Об образовании», « О пожарной безопасности» и « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в МДОУ . В указанном образовательном учреждении выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о чем свидетельствует предписание от ДД.ММ.ГГГГ выданного Главным управлением МЧС России по Самарской области и предписание от ДД.ММ.ГГГГ Прокурор Красноглинского района г. Самары просил суд признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, заведующего МДОУ по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и СанПиН в МДОУ незаконным, обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г. Самары устранить нарушения пожарной безопасности и СанПиН, а именно: устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, на путях эвакуации ( пол) ведущий к среднему эвакуационному входу первого этажа заменить горючий материал, линолеум; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку левого крыла с коридором оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку правого крыла с коридором оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.п. 3,57 ПУЭ п. ДД.ММ.ГГГГ, в группах электропроводку проложить не по горючему основанию ( бумажные обои); устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.3. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу левого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.3. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу правого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа менее чем на один метр установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки правого крыла соединяющиеся с группами оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. п. 3,34 СНиП 2101-97 п.п. 6.18,7.17, эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки левого крыла соединяющиеся с группами оборудовать приспособлением для самозакрывания; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, со ступеней лестничной клетки правого крыла и левого крыла окрашенных масляной краской убрать слой масляной краской и провести отделку согласно требований действующего законодательства; со стен лестничных клеток правого и левого крыла окрашенных масляной краской снять покрытие масляной краски и обработать согласно требованиям действующего законодательства; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97 п. 6.29 ширину лестничного марша незыдымляемой лестничной клетки правого и левого крыла привести в соответствии с требованиями действующего законодательства; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.п. 3.57. ПУЭ п. ДД.ММ.ГГГГ в группах соединение электропроводов выполнить в соответствии с требованиями ППБ; теневые навесы оборудовать в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, устранить нарушения требований п. 8.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 отопительные приборы оградить съемными решетками; устранить нарушения требований п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 установить недостающее количество сантехнических приборов в туалетах и раковины для взрослых; потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха привести в соответствии с требованиями п. 5.4 СанПиН 2.4.1.2660-10; стены в помещениях средней группы, второй младшей группы, медицинского кабинета привести в соответствие требованиям п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; полы в помещениях группы первого этажа утеплить в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10.

В судебном заседании прокурор Красноглинского района г. Самары отказался от исковых требований в части признания бездействия органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, заведующего МДОУ по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и СанПиН в МДОУ незаконными, о чем судом вынесено отдельное определение.

В судебном заседании прокурор Рябцев А.И. исковые требования обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г. Самары устранить нарушения пожарной безопасности и СанПиН поддержал и просил удовлетворить, дав пояснения аналогично изложенным в иске.

Представитель МДОУ детский сад ВЛВ исковые требования не признала, пояснила, что делает заявки о выделении денежных средств для устранения нарушений, указанных пожарниками и санитарно-эпидемиологическим надзором. В настоящее время в детском садике устранены нарушения: эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку левого крыла с коридором оборудована приспособлением для самозакрывания; эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку правого крыла с коридором оборудована приспособлением для самозакрывания; в группах электропроводка заменена, эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки правого крыла соединяющиеся с группами оборудованы приспособлением для самозакрывания; эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки левого крыла соединяющиеся с группами оборудованы приспособлением для самозакрывания; со стен лестничных клеток левого крыла окрашенных масляной краской снято покрытие масляной краски и обработано согласно требованиям действующего законодательства, в группах соединение электропроводов выполнены в соответствии с требованиями ППБ. По заключению о независимой оценки пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ ширина лестничного марша незыдымляемой лестничной клетки правого и левого крыла соответствует требованиям действующего законодательства.

Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности Парфенова Ю.А. исковые требования не признала, предоставила отзыв и дала пояснения аналогично отзыва.

Представитель Департамента образования Администрации городского округа Самара по доверенности Семенов А.В. исковые требования не признал и просил суд в удовлетворении отказать.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования прокурора об устранении нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и СанПиН в МДОУ детский сад № 254 являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в результате проведенной проверки в МДОУ детский сад выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, о чем свидетельствует предписание от ДД.ММ.ГГГГ выданного Главным Управлением МЧС России по Самарской области и выявлены многочисленные нарушения требований законодательства санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о чем свидетельствует предписание от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Статьей 5 ФЗ « Об образовании» предусмотрено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих санитарно-экономических условий для получения образования. Статей 31 указанного закона установлено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 18 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В силу п. 10 ст. 16 указанного закона к вопросам местного значения относятся также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Статьей 51 ФЗ « Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Статьей 1 ФЗ « О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статья 19 ФЗ « О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.99 « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 28 указанного закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм должны осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполнения требований санитарного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области к вопросам местного значения городского округа Самара относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за использованием данного бюджета.

П. 10 ч.1 ст. 7 Устава устанавливает, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах г.о. Самара также относится к вопросам местного значения. Решение вопросов местного значения, в соответствии с ч.1 ст. 25 Устава относится к компетенции администрации городского округа Самара.

Согласно ст. 11 ФЗ « О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственным инспектором городского округа Самара по пожарному надзору в МДОУ детский сад выявлены нарушения пожарной безопасности в виде нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, на путях эвакуации ( пол) ведущий к среднему эвакуационному входу первого этажа горючий материал, линолеум не соответствует требования ППБ; на эвакуационной двери первого этажа, соединяющую лестничную клетку левого крыла с коридором отсутствует приспособление для самозакрывания; на эвакуационной двери первого этажа, соединяющую лестничную клетку правого крыла с коридором отсутствует приспособление для самозакрывания; в группах электропроводка проложена по горючему основанию ( бумажные обои); наружная металлическая пожарная лестница левого крыла, ведущая на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа не установлена на соответствующее расстояние; наружная металлическая пожарная лестница правого крыла, ведущая на второй этаж проходящая на расстоянии от окна первого этажа менее чем на один метр не установлена на соответствующее расстояние; эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки правого крыла соединяющиеся с группами не оборудованы приспособлением для самозакрывания; эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки левого крыла соединяющиеся с группами не оборудованы приспособлением для самозакрывания; на ступенях лестничной клетки правого крыла и левого крыла окрашенных масляной краской не убран слой масляной краски и не проведена отделка согласно требований действующего законодательства; на стенах лестничных клеток правого и левого крыла окрашенных масляной краской не снято покрытие масляной краски и не обработано согласно требованиям действующего законодательства; ширина лестничного марша незыдымляемой лестничной клетки правого и левого крыла не приведена в соответствии с требованиями действующего законодательства; в группах соединение электропроводов не выполнены в соответствии с требованиями ППБ.

Из предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МДОУ детский сад выявлены нарушения, которые подлежат устранению, а именно: теневые навесы оборудовать в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, отопительные приборы оградить съемными решетками; установить недостающее количество сантехнических приборов в туалетах и раковины для взрослых; потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха привести в соответствии с требованиями п. 5.4 СанПиН 2.4.1.2660-10; стены в помещениях средней группы, второй младшей группы, медицинского кабинета привести в соответствие требованиям п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; полы в помещениях группы первого этажа утеплить в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10.

Из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада городского округа Самара видно, что учредителями ДОУ является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара.

Согласно п. 10.2 Устава имущество ДОУ, закрепленное за ним на праве оперативного управления является муниципальной собственностью.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и МДОУ детский сад был заключен Договор « О порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления» от 15.05. 2002 г. имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления является муниципальной собственностью г. Самары ( п. 1.2 Договора). Согласно п. 2.1.3, в течение действия настоящего Договора Комитет осуществляет контроль за сохранностью муниципального имущества. МДОУ детский сад должен производить капитальный и текущий ремонт помещений и других основных фондов за счет средств, выделяемых Учреждению по смете доходов и расходов ( п. 2.3.3 Договора). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, в зависимости от того, как осуществляется финансирование собственниками МДОУ, последним осуществляется капитальный, текущий ремонт помещений и основных фондов.

Так как финансирование собственниками осуществляется недостаточно, в МДОУ детский сад образовались нарушения, указанные пожарниками и санитарно-эпидемиологическим надзором, которые подлежат устранению. Не устранение данных нарушений может повлечь критические последствия в виде возгорания и иных неблагоприятных последствий санитарно-эпидемиологического характера, в результате которых возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, причинение материального ущерба, как гражданам, так и организации.

Не подлежат удовлетворению исковые требования об устранении пожарной безопасности и СанПиН, а именно: эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку левого крыла с коридором оборудовать приспособлением для самозакрывания; эвакуационную дверь первого этажа, соединяющую лестничную клетку правого крыла с коридором оборудовать приспособлением для самозакрывания; в группах электропроводку заменить, эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки правого крыла соединяющиеся с группами оборудовать приспособлением для самозакрывания; эвакуационные двери лестничной незадымляемой клетки левого крыла соединяющиеся с группами оборудовать приспособлением для самозакрывания; со стен лестничных клеток левого крыла окрашенных масляной краской снять покрытие масляной краски и обработать согласно требованиям действующего законодательства, в группах соединение электропроводов выполнить в соответствии с требованиями ППБ, поскольку в ходе рассмотрения дела, данные нарушения были устранены, о чем свидетельствуют акты о выполненных работах. По заключению о независимой оценки пожарного риска от 11.04.2011 г. ширина лестничного марша незыдымляемой лестничной клетки правого и левого крыла соответствует требованиям действующего законодательства. В остальной части исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и СанПиН, провести в МДОУ детский сад организационно- хозяйственные мероприятия по устранению нарушений действующего законодательства: устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, на путях эвакуации ( пол) ведущий к среднему эвакуационному входу первого этажа заменить горючий материал, линолеум; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.3. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу левого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п.3. СНиП 21—1-97 п. 6.30 наружную металлическую пожарную лестницу правого крыла, ведущую на второй этаж проходящую на расстоянии от окна первого этажа менее чем на один метр установить на соответствующее расстояние; устранить нарушения требований ППБ 01-03 п. 53, со ступеней лестничной клетки правого крыла и левого крыла окрашенных масляной краской убрать слой масляной краской и провести отделку согласно требований действующего законодательства; со стен лестничных клеток правого крыла окрашенных масляной краской снять покрытие масляной краски и обработать согласно требованиям действующего законодательства, теневые навесы оборудовать в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, устранить нарушения требований п. 8.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 отопительные приборы оградить съемными решетками; устранить нарушения требований п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 установить недостающее количество сантехнических приборов в туалетах и раковины для взрослых; потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха привести в соответствии с требованиями п. 5.4 СанПиН 2.4.1.2660-10; стены в помещениях средней группы, второй младшей группы, медицинского кабинета привести в соответствие требованиям п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; полы в помещениях группы первого этажа утеплить в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 29.06.2011 года.

Судья Е.Г. Самарина