04.03.2011 восстановление на работе



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                                                          «04» марта 2011 года

          Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Шилова А.Е.,

при секретаре Ерофеевой О.И.,

          с участием:

прокурора Пинус Я.А.,

представителя ответчика - Васильевой Д.С.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой НМ к Муниципальному автономному учреждению <адрес> городского округа Самара о признании приказа лс от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении           в связи с сокращением штата работников недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

          Сидорова Н.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному автономному учреждению <адрес> городского округа Самара о признании приказа лс                                     от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении в связи с сокращением штата работников недействительным, указав в заявлении, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа лс от ДД.ММ.ГГГГ она работала уборщицей производственных и служебных помещений Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена о предстоящем высвобождении работников муниципального автономного учреждения <адрес>, то есть о её высвобождении с ДД.ММ.ГГГГ как уборщика производственных и служебных помещений социально-культурного отдела. Приказом лс                  от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с работы по сокращению штата работников организации. Однако данное увольнение Сидорова Н.М. считает незаконным. Кроме того, она считает незаконным Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара на 2010 г.» и Приказ                                 от ДД.ММ.ГГГГ «О предстоящем высвобождении работников муниципального автономного учреждения <адрес>», поскольку в период нетрудоспособности работника его должность сохраняется. Данные приказы были изданы в период временной нетрудоспособности              Сидоровой Н.М. Кроме того, руководство организации не уведомило центр занятости населения городского округа Самара о предстоящем сокращении работника и не предложило истице другую работу. Истица просит суд признать приказы и от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, признать приказ лс от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении с работы Сидоровой Н.М.» недействительным, восстановить на работе и обязать Муниципальное автономное учреждение <адрес> городского округа Самара оплатить компенсацию за время вынужденного прогула, а также взыскать с ответчика моральный вред в сумме 20.000 рублей.

          В судебном заседании истица Сидорова Н.М. исковые требования в части взыскания компенсации за время вынужденного прогула уточнила и просила суд взыскать с ответчика                     в свою пользу компенсацию в сумме 5.081 руб. 13 коп., признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ лс                «Об увольнении с работы Сидоровой Н.М.» недействительным или незаконным, дала объяснения аналогичные вышеуказанным.

          Представитель ответчика - Муниципального автономного учреждения Красноглинского района городского округа Самара Васильева Д.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Сидоровой Н.М. не признала и просила суд в удовлетворении иска отказать, поскольку сокращение было проведено в соответствии с нормами трудового законодательства. Приказ о сокращении численности или штата работников организации - Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара, не издавался.

          Выслушав объяснения истицы, а также представителя ответчика, изучив и проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сидоровой Н.М. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

          В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

          Согласно статье 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

          В силу статьи 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

          Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору, заключённому между Муниципальным автономным учреждением <адрес> городского округа Самара           и Сидоровой Н.М., и приказа о приёме работника на работу лс от ДД.ММ.ГГГГ, последняя была принята на должность уборщика производственных и служебных помещений общего отдела с ДД.ММ.ГГГГ

          Приказом от ДД.ММ.ГГГГ лс руководителя Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара <данные изъяты>., истица Сидорова Н.М.              с ДД.ММ.ГГГГ была уволена с должности уборщика производственных и служебных помещений социально-культурного отдела по сокращению штата работников организации по пункту 2           статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

          Согласно п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

          В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ          от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»              - пункт 23, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор                     с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

          Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.

         В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

          Как следует их материалов дела и пояснений представителя ответчика, приказ о сокращении численности или штата работников организации - Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара, не издавался. Сокращение одной единицы уборщика производственных и служебных помещений было произведено при внесении изменений в штатное расписание на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения                     в штатное расписание муниципального автономного учреждения <адрес>                 на ДД.ММ.ГГГГ», где указано об исключении данной должности с ДД.ММ.ГГГГ, и на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания муниципального автономного учреждения <адрес> на 2010 г.». При этом в приказе от ДД.ММ.ГГГГ не указаны основания и причины исключения должности уборщика производственных и служебных помещений из штатного расписания.

          Кроме того, действующее трудовое законодательство допускает увольнение в связи                      с сокращением численности или штата работников организации лишь при условии, что работника невозможно с его письменного согласия перевести на другую имеющуюся                              у работодателя работу, которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности (ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ). Однако при увольнении, истице не было предложено другой работы. Документов о том, что при увольнении истице не могла быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа с учётом квалификации работника и его состояния здоровья, суду не представлено.

          Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что сокращение штата и численности и работников в Муниципальном автономном учреждении <адрес> городского округа Самара, не производилось, в связи с чем приказ           от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара на 2010 г.», приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О предстоящем высвобождении работников муниципального автономного учреждения <адрес>» необходимо признать недействительными (незаконными).

          Доводы представителя ответчика о том, что сокращение Сидоровой Н.М. было проведено               в соответствии с нормами трудового законодательства, суд находит несостоятельными, поскольку сокращение одной единицы уборщика производственных и служебных помещений фактически и реально не производилось, так как приказ о сокращении численности или штата работников Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара          не издавался. Следовательно, Сидорова Н.М. была уволена с нарушением установленного порядка увольнения.

          В силу статьи 3 Трудового кодекса РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества ….

          Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, в полной мере распространяется на сферу трудовых отношений.

          Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод, в силу ст. 352 Трудового кодекса РФ, является судебная защита.

          Согласно пункту 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ ),             в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов,                       в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции                о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

          В силу пункта 60 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ                          от ДД.ММ.ГГГГ , работник, уволенный с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

          Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу              о том, что исковые требования Сидоровой Н.М. о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ лс                «Об увольнении с работы Сидоровой Н.М.» недействительным (незаконным) и восстановлении           на работе подлежат удовлетворению.

          В соответствии со статьей 234 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан                 возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения              его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок                     не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

          В силу статьи 394 Трудового кодекса РФ, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за всё время вынужденного прогула или разницы в заработке за всё время выполнения нижеоплачиваемой работы.

          Согласно статье 139 Трудового кодекса РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на                  29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

          В соответствии с представленным ответчиком расчётом, компенсация за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 5.081 рубль 13 коп. Представленный ответчиком расчёт истцом не оспаривался.

         Согласно статье 395 Трудового кодекса РФ, при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере.

          Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, исковые требования               Сидоровой Н.М. о взыскании с ответчика компенсации за вынужденный прогул в размере              <данные изъяты>. подлежат удовлетворению в полном объёме.

          Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику                         в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

          В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

          В силу пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации             от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ ), суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учётом объёма и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

          Учитывая объём и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также принимая во внимание период неисполнения ответчиком своих обязательств и размер задолженности, суд считает разумным и справедливым взыскать                        с Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара            в пользу Сидоровой Н.М. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, удовлетворив заявленные истицей требования о компенсации морального вреда на сумму <данные изъяты> рублей частично.

          В силу ст. 396 Трудового кодекса РФ, ст. 211 ГПК РФ, решение суда о восстановлении              на работе подлежит немедленному исполнению.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 211 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковые требования Сидоровой Н.М. о признании приказа лс от ДД.ММ.ГГГГ                       об увольнении в связи с сокращением штата работников недействительным - удовлетворить частично.

          Признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара          на 2010 г.» и приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О предстоящем высвобождении работников муниципального автономного учреждения <адрес>» - недействительными.

          Признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ лс «Об увольнении с работы Сидоровой Н.М.»                          - недействительным (незаконным).

          Восстановить Сидорову НМ в должности уборщика производственных                и служебных помещений социально-культурного отдела Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара с ДД.ММ.ГГГГ.

          Взыскать с Муниципального автономного учреждения <адрес> городского округа Самара в пользу Сидоровой НМ компенсацию за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>. и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.

          В остальной части иска Сидоровой Н.М. отказать.

          Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

          Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

                  Председательствующий                                                                     Шилов А.Е.