о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии 2-1206\2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:

Председательствующего: Курунтяевой О.Д.

При секретаре: Филипповой Е.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1206\2011 года по иску К к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

К обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что с 1 апреля 1976 года по настоящее время она работала и работает на должностях среднего медицинского персонала по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях. 26 мая 2009 года она обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Красноглинском районе г.Самары отказали ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого медицинского 30 летнего стажа работы, засчитав в специальный стаж с учетом постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П 10 лет 05 мес. 25 дней. Комиссия не включила в специальный стаж работы. Дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с 4 декабря 1986 года по 26.05.2009 года работы в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станция скорой медицинской помощи, с 22.07.1993 года по 23.09.1993 год, с 11.10.1993 год по 11.12.1993 год нахождения в дополнительном отпуске по беременности, а также нахождение на курсах повышения квалификации с 01.10.1980 года по 30.11.1980 год, с 01.02.1988 год по 31.03.1988 год, с 03.03.1992 года по 15.04.1992 года, с 05.10.1998 года по 09.10.1998 год, с 13.10. 1998 года по 20.11.1998 год, с 05.05.2003 года по 17.06.2003 год, с 05.05.2008 года по 18.06.2008 год. Она не согласна с действиями и решением ГУ УПФ РФ в Красноглинском районе г.Самары. В период с 4 декабря 1986 года по 26 мая 2009 года она работала в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станция скорой медицинской помощи в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Согласно Положению о фельдшере по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 года № 100, на занятие ее должности требуется специалист со средним медицинским образованием. Она имеет среде специальное медицинское образование по специальности «фельдшер», имеет сертификат специалиста и высшую квалификационную категорию по специальности «лечебное дело», что соответствует п.2 перечня соответствия специальностей среднего медицинского персонала должностям специалистов, утвержденного приказом Минздрава РФ от 19.01.1999 года № 18. В ее обязанности входит грамотно оценивать оперативную обстановку по каждому поступающему вызову, своевременно направлять бригаду скорой медицинской помощи или специализированную бригаду, при амбулаторном обращении больных и пострадавших на подстанцию качественно оказывать им экстренную медицинскую помощь и т.д. Согласно временным штатным нормативам медицинского персонала станции скорой и неотложной помощи, утвержденным приказом министра здравоохранения СССР от 23.12.1961 года № 570 с последующими изменениями, в штаты среднего медицинского персонала включена должность «фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде» из расчета один круглосуточный пост в каждой подстанции. На момент приобретения права на включение периода работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 распространяющего на периоды работы до 1 ноября 1999 года согласно п.1 которого. Работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения всех форм собственности засчитывается в выслугу для назначения досрочной пенсии. В списки должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и 29.10.2002 года № 781 включена должность «фельдшер». В период с 22.07.1993 года по 23.09.1993 год и с 11.10.1993 года по 11.12.1993 год она находилась в оплачиваемом дополнительном отпуске на ранних сроках беременности. Данный отпуск ей был предоставлен на основании приказов руководителя учреждения в соответствии с решением Самарского городского Совета народных депутатов Самарской области от 06.08.1991 года № 568. За указанный период ей выплачивалась заработная плата, что подтверждается копиями расчетных листов, работодатель отчислял обязательные страховые взносы в Пенсионный Фонд в установленном Законом размере. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 в специальный трудовой стаж включаются периоды ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации трудовые отношения с учреждением не прерывались, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, перечислялись страховые взносы в пенсионный фонд. В периоды с 27 мая 2009 года по 23 февраля 2010 год и с 17 марта 2010 года по 10 июля 2010 года она работала и продолжает работать по настоящее время в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станция скорой медицинской помощи в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Просит признать за ней право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, предусмотрено пп20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды: с 4 декабря 1986 года по 26 мая 2009 год, с 27 мая 2009 года по 23.02.2010 год с 17 марта 2010 года по 10.07.2010 года она работала в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станция скорой медицинской помощи, с 22.07.1993 года по 23.09.1993 год с 11.10.1993 года по 11.12.1993 год период нахождения в оплачиваемом дополнительном отпуске, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1980 года по 30.11.1980 год, с 01.02.1988 год по 31.03.1988 год, с 03.03.1992 года по 15.04.1992 года, с 05.10.1998 года по 09.10.1998 год, с 13.10. 1998 года по 20.11.1998 год, с 05.05.2003 года по 17.06.2003 год, с 05.05.2008 года по 18.06.2008 год. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 10 июля 2010 года.

В судебном заседании истица К свои исковые требования поддержала, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердила.

Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары, по доверенности С исковые требования К не признала, пояснила, что в 2009 году к ним обратилась К с заявлением о назначении ей пенсии. Однако протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 33\4 от 27.08.2009 года ей было отказано, поскольку стаж работы, дающий право на назначении досрочно трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 составляет 10 лет 5 месяцев 25 дней. Период работы с 04.12.1986 года по 26.05.2009 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станции скорой медицинской помощи не засчитан в специальный стаж, поскольку Номенкулатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года № 395 предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. А также вышеуказанная должность не поименована в разделах «Наименование должностей» Списка должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Выслушав истицу, ее представителя, ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования К подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 3 ст. 28 указанного закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно диплому Э № 631166, К в 1976 года окончила Куйбышевское медицинское училище № 1 им. Н. Ляпиной по специальности «фельдшерская», ей была присвоена квалификация «фельдшер».

Как следует из трудовой книжки истицы, в период с 04.12.1986 года и до момента обращения с заявлением о назначении пенсии в Управление Пенсионного фонда, то есть до 26.05.2009 года, а также и в настоящее время, К работает в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Станция скорой медицинской помощи».

Факт работы К в штатной должности фельдшера по приему вызовов подтверждается также справкой работодателя о занятости.

Согласно действовавшему до 01.11.1999 года правовому регулированию Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

В связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковые требования К о включении в ее трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения период с 04.12.1986 года по 31.01.1988 год, с 01.04.1988 год по 02.03.1992 года, с 16.04.1992 год по 21.07.1993 год, с 24.09.1993 год по 10.10.1993 год, с 01.08.1998 года по 04.10.1998 год, с 10.10.1998 год по 12.10. 1998 год, с 21.11.1998 год по по 31 октября 1999 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Станция скорой медицинской помощи».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ № 310-О-О от 19 марта 2009 года, после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой внесении изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям ( Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П).

Таким образом, после 1 ноября 1999 года работы истицы К в должности фельдшера по приему вызовов ММУ «Станция скорой медицинской помощи» не поименована соответствующими Списками, а потому включение этого периода с 01.11.1999 года по 10.07.2010 года в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается.

Необоснованным суд считает исключение из специального медицинского стажа истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1980 года по 30.11.1980 год, с 01.02.1988 год по 31.03.1988 год, с 03.03.1992 года по 15.04.1992 года, с 05.10.1998 года по 09.10.1998 год, с 13.10. 1998 года по 20.11.1998 год, поскольку в это время она работала фельдшером по приему вызовов Станции скорой медицинской помощи, направление ее на курсы осуществлялось по инициативе работодателя и следовательно в его интересах, на основании приказов, за Кривенцовой Н.С. сохранялась заработная плата, перечислялись необходимые страховые взносы, что не оспаривается ответчиком.

Истица повышала свою квалификацию как медицинский работник, в соответствии с занимаемой ею должностью, для нее, как для работника, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в силу специальных нормативных актов ( приказы Минздрава РФ № 286 от 19.12.1994 года № 186 от 05.06.1998 года) – повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы. Данные обстоятельства подтверждены приказами и справками работодателя, свидетельствами об окончании К соответствующих курсов, имеющимися в материалах дела.

Вместе с тем, суд считает необходимым отказать К в иске о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.05.2003 года по 17.06.2003 год, с 05.05.2008 года по 18.06.2008 год,

поскольку они имели место после 01.11.1999 года.

Так же суд считает необходимым в иске К о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения периоды с 22.07.1993 года по 23.09.1993 года, а также с 11.10.1993 года по 11.12.1993 года нахождения в оплачиваемом дополнительном отпуске по беременности, по следующим основаниям.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы. Дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Из информационного письма Минтруда РФ № 7392-ЮЛ, Пенсионного Фонда РФ № ЛЧ-25-25\10067 от 4 ноября 2002 года следует, что по трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации.

К не предоставила суду коллективный договор или локальный нормативный акт, которыми установлен порядок и условия предоставления ей дополнительного отпуска по беременности в период с 22.07.1993 года по 23.09.1993 год а также с 11.10.1993 года по 11.12.1993 год.

Кроме того, суд учитывает, что сам работодатель в справке уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 17.01.2011 года ( л.д. 14) исключает период нахождения К в дополнительном отпуске по беременности с 22.07.1993 года по 23.09.1993 год и с 11.10.1993 года по 11.12.1993 год.

В связи с вышеизложенным, суд считает также необходимым отказать К в иске о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента возникновения права, то есть с 10 июля 2010 года, в связи с отсутствием у истицы требуемого медицинского стажа 30 лет необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Включить в трудовой стаж К, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения период с 04.12.1986 года по 31.01.1988 год, с 01.04.1988 год по 02.03.1992 года, с 16.04.1992 год по 21.07.1993 год, с 24.09.1993 год по 10.10.1993 год, с 01.08.1998 года по 04.10.1998 год, с 10.10.1998 год по 12.10. 1998 год, с 21.11.1998 год по по 31 октября 1999 года в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станция скорой медицинской помощи, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1980 года по 30.11.1980 год, с 01.02.1988 год по 31.03.1988 год, с 03.03.1992 года по 15.04.1992 года, с 05.10.1998 года по 09.10.1998 год, с 13.10. 1998 года по 20.11.1998 год.

В удовлетворении иска о включении К в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения период с 1 ноября 1999 года по 04.05.2003 года, с 18.06.2003 года по 04.05.2008 год, с 19.05.2008 год по 26.05.2009 год, с 27.05.2009 года по 23.02.2010 год, с 17.03.2010 год по 10.07. 2010 год в должности фельдшера по приему вызовов ММУ Станция скорой медицинской помощи, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.05.2003 года по 17.06.2003 год, с 05.05.2008 года по 18.06.2008 год, период с 22.07.1993 года по 23.09.1993 год и с 11.10.1993 года по 11.12.1993 год нахождения в оплачиваемом дополнительном отпуске, а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 10.07. 2010 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 3 августа 2011 года.

Председательствующий: