12.09.2011 года решение о признании права собственности на жилой дом.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара ДД.ММ.ГГГГ

Красноглинский районный суд г. Самара в составе:

Председательствующего судьи: Нуянзиной С.В.,

с участием представителя истца Палухиной М.Ю., представителя ответчика Беляковой И.А.,

при секретаре Хуртовой М.В.,

рассмотрев материалы гражданского дела по иску Тыгановой А.И. к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на самовольно возведенную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

Тыганова А.И. обратилась в суд к Администрации городского округа Самара с требованиями о признании за нею права собственности на жилой дом пл. 35,6 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование иска указала, что в 1961 году в <адрес> ей и ее мужу на семью был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, куда ею из <адрес> был перевезен ее старый дом. После передачи <адрес> в состав <адрес> в 1986 году БТИ провело инвентаризацию и поставило дом на технический учет. О принадлежности истцу земельного участка имеется выписка из похозяйственной книги. Также имеется домовая книга на домовладение, ведущаяся с 1983 года. Истицей получены технический и кадастровый паспорта указанного объекта недвижимого имущества, а также заключения о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, экологическим нормам, а также правилам пожарной безопасности. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок под спорным строением не представляется возможным зарегистрировать право истца во внесудебном порядке. В связи с изложенным, оформить право собственности на спорный жилой дом во внесудебном порядке истица не может.

Представитель истца Тыгановой А.И. на основании доверенности Палухина М.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные вышеуказанным.

Представитель ответчика – Администрации городского округа Самара на основании доверенности – Белякова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в связи с тем, что самовольное возведение жилого дома произведено истцом без получения соответствующих разрешений, отсутствует акт ввода объекта в эксплуатацию. Кроме того, истцом не предоставлены доказательства того, что ему принадлежит земельный участок под спорным строением на каком-либо праве, указанном в ст. 222 ГК РФ.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Самарской области, СФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Министерства имущественных отношений Самарской области – в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Тыгановой А.И. по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом или иными правовыми актами. В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Из материалов дела следует, что решением исполкома Задельнинского сельского Совета за от ДД.ММ.ГГГГ, Т.В.Е. был выделен земельный участок для постройки жилого дома в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются архивной выпиской из указанного решения. На основании данного решения Т.В.Е. мужем истицы в 1961 г. был возведён жилой дом на данном земельном участке, расположенном в <адрес>.

Решение исполкома Задельнинского с/совета за от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует действующему на момент предоставления земельного участка законодательству.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», действовавшим на момент предоставления земельного участка, отвод гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства производился в бессрочное пользование.

На момент предоставления земельного участка под строительство, вся земля находилась в собственности государства и предоставлялась только в пользование, которое в свою очередь было бессрочным или временным. При этом бессрочным (постоянным), как следует из ст. 11 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года, землепользование было без заранее установленного срока. Временное пользование устанавливалось на срок до 3-х лет или от 3-х до 10 лет.

Согласно Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , в целях учёта принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений. Регистрации подлежат все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, независимо от того, в чьём ведении они находятся: местных Советов, государственных учреждений и предприятий, кооперативных и других общественных организаций и граждан.

После передачи посёлка <адрес> в <адрес> – в 1982 году, БТИ <адрес> провело инвентаризацию жилого дома и поставило его на учёт.

Судом установлено, что в СФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Самарский филиал находится инвентарное дело по домовладению <адрес>.

Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом администрации <адрес> в поселке Прибрежный <адрес>, гражданке Тыгановой А.И. для ведения личного подсобного хозяйства был предоставлен земельный участок площадью 876,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> /похозяйственная книга /.

За пользование земельным участком, как следует из представленных суду квитанций, семьей Тыгановых уплачивался земельный налог.

Судом установлено, что имеющие место длящиеся правоотношения по владению и пользованию земельным участком, между сторонами возникли до смерти Т.В.Е., умершего ДД.ММ.ГГГГ. При этом Т.В.Е. при жизни выразил волю на предоставление ему земельного участка под строительство жилого дома, однако не успел оформить в собственность земельный участок по независящим от него обстоятельствам.

Судом также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ была заведена домовая книга на указанный жилой дом. В данной книге имеются сведения о регистрации граждан, в том числе Тыгановой А.И. Согласно домовой книге, Тыганова А.И. зарегистрирована в данном доме более 40 лет – с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Т.В.Е. умер. После его смерти наследником первой очереди по закону является его супруга – Тыганова А.И..

В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства также входят имущественные права и обязанности. Следовательно, после смерти Т.В.Е. имущественное право на оформление в собственность указанного выше жилого дома перешло наследнику – Тыгановой А.И., которая владеет и пользуется данным строением и зарегистрирована в данном доме по настоящее время, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ года о составе семьи, выданной <адрес> г.о. Самара.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища – часть 1 статьи 40.

В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» (в редакции Постановлений Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), действовавшего на момент возведения жилого дома, постройки, возведенные или начатые без надлежащего разрешения до издания настоящего Постановления, в случае, если они нарушают утвержденную планировку города, мешают проезду, представляют опасность в пожарном или санитарном отношении, должны быть по требованию местного исполнительного комитета перенесены застройщиком за свой счёт на другой земельный участок, отведенный исполнительным комитетом соответствующего городского или поселкового Совета депутатов трудящихся. Перенос строения должен быть закончен не позднее восьми месяцев со дня предъявления требования исполнительного комитета. В отдельных исключительных случаях городские и поселковые Советы депутатов трудящихся могут принимать решения о полном или частичном возмещении застройщику затрат, связанных с переносом строения. В случае непереноса застройщиком строения в установленный настоящей статьей срок строение подлежит сломке, а лица, проживающие в нём, - выселению без предоставления жилой площади или иной компенсации. Решения исполнительного комитета городского или поселкового Совета о переносе или сносе строений подлежат утверждению соответствующим краевым, областным Советом депутатов трудящихся или Советом Народных Комиссаров автономной республики. Если строение, самовольно возведенное индивидуальным застройщиком до издания настоящего Постановления, не подлежит переносу по основаниям, указанным в статье 9, то местная администрация предоставляет таким застройщикам разрешение на строительство в установленном законом порядке.

С 60-х годов по настоящее время требования о переносе или сносе возведенного семьёй Баклановых жилого дома, а также требования об изъятии земельного участка, кем-либо не заявлялись, что свидетельствует о правомерном предоставлении земельного участка под возведение индивидуального жилого дома. При этом решение исполкома Задельнинского с/совета за от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении Т.В.Е. земельного участка для постройки дома в <адрес>, содержало в себе также разрешение на строительство. Данное разрешение выдано местной администрацией, что соответствовало действовавшему на тот момент законодательству.

В силу п. 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ –П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона <адрес> «Об основах платного землепользования в г Москве», в связи с жалобой гр. Б.Т.В., по смыслу статьи 17 ч. 1, статьи 35 ч. 3 и статьи 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с соответствующими и международно-правовыми нормами, в отношении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками действует механизм защиты, гарантируемый статьями 35, 45, 55 Конституции РФ. В отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. При этом исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

В соответствии со ст. 55 ч. 3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации), а их конституционно допустимые ограничения возможны только на основании федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, предоставленный для постройки дома в <адрес>, в настоящее время находится в постоянном (бессрочном) пользовании истца, поскольку несмотря на то обстоятельство, что в выписке из решения исполкома Задельнинского с/совета за от ДД.ММ.ГГГГ указан муж истицы, земельный участок был предоставлен семье Тыгановых для возведения дома, то есть для обеспечения семьи жильём, поэтому отсутствие у истицы правоудостоверяющего документа на земельный участок, не свидетельствует об отсутствии прав на земельный участок, поскольку правообразующим документом на земельный участок является решение компетентного органа о первоначальном отводе земельного участка в пользование конкретному лицу.

Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав, предусматривает признание права – статья 12.

Согласно постановлению Пленума ВС РФ , ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, самовольная постройка не является имуществом, принадлежащем наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ним права собственности на самовольную постройку.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании Заключения от ДД.ММ.ГГГГ за комиссии по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона ССР от ДД.ММ.ГГГГ за «О собственности в СССР», а также фактического пользования заявителем земельным участком и хозяйственными постройками по <адрес> городского округа Самара, принято решение о подтверждении создания на земельном участке по адресу: <адрес>, жилого дом до вступления в силу указанного закона.

Техническим паспортом, составленным СФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подтверждается наличие указанного объекта права со следующими техническими характеристиками: литеры АА1аа1, год постройки 1961, процент износа – 43, общее состояние конструкций удовлетворительное, общей площадью 35,6 кв. м.

В соответствии с кадастровым паспортом, указанное строение имеет общую площадь 34,8 кв. м. и кадастровый номер .

Как видно из Заключения ООО фирма «Консоль», шифр 1164-11-ТЗ, по инженерно-техническому обследованию к жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии. Строительство жилого дома осуществлено с соблюдением градостроительных норм и правил, его дальнейшая эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Все работы выполнены в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Планировка и застройка городов и поселений».

В соответствии с Заключением /К от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-гигиенической экспертизы документации, индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и пригодным на момент обследования для постоянного проживания.

На основании Экспертного Самарского филиала негосударственного учреждения науки «Научно-исследовательский институт Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности» за установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Строение пригодно для дальнейшего использования по своему функциональному назначению.

Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, на котором расположен жилой <адрес>, находится в зоне среднеэтажной застройки 3-6 этажей (Ж–3). Использование земельного участка под отдельно стоящие жилые дома с приусадебными участками соответствует основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны.

Как следует из отметки Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на плане границ земельного участка под спорным жилым домом, данный земельный участок красными линиями не обременен.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, предоставленным по запросу суда, сведения о правах на объекты недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> жилой дом, находящийся на данном земельном участке - отсутствуют.

Доводы представителя Администрации городского округа Самара о том, что истцом не представлено доказательств, что постройка возведена без получения соответствующих разрешений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку разрешение на строительство было выдано уполномоченным на государственным органом в соответствии с действовавшим на момент постройки жилого дома законодательством.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что самовольная постройка жилого дома, расположенного на земельном участке, предоставленном для этих целей (земли населенных пунктов) мерою 876,0 кв. м., принадлежащем истцу на праве собственности, хотя и выполнена собственником самовольно, но не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения требований истца.

В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тыгановой А.И. – удовлетворить.

Признать за Тыгановой А.И. право собственности на самовольно возведенное строение – жилой дом под литерами АА1аа1, общей площадью 35,6 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий ______________________