06.10.2011 право собственности в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «04» октября 2011 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Шилова А.Е.,

при секретаре Ерофеевой О.И.,

с участием:

представителя истца – Ягненкова С.А., представителя ответчика – Геворгян О.С., и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Беляковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старковой СА, действующей за себя и несовершеннолетнего сына <данные изъяты>, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на комнату в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Старкова С.А., действующая за себя и несовершеннолетнего <данные изъяты>., обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на комнату в порядке приватизации, указав в заявлении, что с ДД.ММ.ГГГГ года они проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение является муниципальной собственностью и включено в реестр муниципального имущества. В 2011 годы истцы решили приватизировать жилое помещение и обратились в Департамент управления имуществом городского округа Самара. Однако в приватизации комнаты им было отказано. Приватизированного жилья на территории г. Самара и Волжского района Самарской области истцы не имеют и право приватизации жилого помещения ранее не использовали. Зарегистрированный также в жилом помещении <данные изъяты>. дал согласие на приватизацию комнаты без включения его в число собственников. Истцы просят суд признать за ними в порядке приватизации право общей долевой собственности (в равных долях) на жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 19,50 кв.м, жилой площадью 19,50 кв.м, по 1/2 доли за каждым.

В судебном заседании представитель истца Старковой С.А., действующей за себя и несовершеннолетнего <данные изъяты> – Ягненков С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и просил удовлетворить, дал объяснения аналогичные вышеуказанным. Кроме того, представитель истцов пояснил, что после передачи общежития в собственность муниципалитета, статус общежития был утрачен. Ранее истцы в приватизации жилых помещений не участвовали и другого жилого помещения не имеют.

Представитель ответчика – Департамента управления имуществом городского округа Самара Геворгян О.С., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований Старковых возражала, поскольку объект недвижимого имущества – комната, расположенная по адресу: <адрес> относится к специализированному жилищному фонду со статусом «общежитие».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Красноглинского района городского округа Самара Белякова И.А., действующая на основании доверенности, оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Старков А.Л. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствии представителя МП ЭСО.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федерального БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства были извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Старковой С.А., действующей за себя и несовершеннолетнего сына <данные изъяты> о признании права собственности на комнату в порядке приватизации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно пункту 13 Постановления Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч 1 ст. 40).

Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах могут осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими.

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и иных, предусмотренных жилищным законодательством, оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанных норм закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

На основании ст. 61 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В статье 67 Жилищного кодекса РФ закреплены права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ДД.ММ.ГГГГ года, <данные изъяты> и членам его семьи была выделена комната, расположенная по адресу: <адрес> На указанную комнату был открыт лицевой счёт и проведена регистрация <данные изъяты>. и членов его семьи – Старковой СА /жена/, и <данные изъяты> /сын/, что подтверждается лицевым счётом <данные изъяты>, выданной МП ЭСО городского округа Самара.

По указанному выше адресу истцы зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ года, вселились в данное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году и до настоящего времени проживают в нём.

Таким образом, истцы приобрели право пользования жилым помещением по договору социального найма указанной выше комнатой .

В ДД.ММ.ГГГГ году жилое строение, расположенное по адресу: <адрес> было передано в муниципальную собственность и по договору № 1 от 01.05.2008 года на обслуживание МП ЭСО городского округа Самара.

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью городского округа Самара и включен в реестр муниципального имущества <данные изъяты>

Согласно Постановлению Главы Администрации Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированных предприятий в муниципальную собственность г. Самары» и приложению к данному постановлению, от Акционерного общества «<данные изъяты>» в муниципальную собственность г. Самары передан жилой дом, расположенный в <адрес>

Распоряжением администрации ДД.ММ.ГГГГ, жилому дому <адрес> присвоен почтовый адрес: <адрес>

Какого либо решения об отнесении вышеуказанного дома к специализированному жилищному фонду муниципальным образованием городского округа Самара после передачи дома в муниципальную собственность не принималось.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Однако в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты указанным выше зданием статуса общежития в силу закона, а также с учётом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

Поскольку общежитие было передано в муниципальную собственность г. Самары до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, то после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статус общежития на данный объект недвижимого имущества был утрачен в силу закона, в связи с чем должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, истцы вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Судом также установлено, что истец Старкова С.А. в ДД.ММ.ГГГГ году обращалась в Департамент управления имуществом городского округа Самара по вопросу передачи комнаты в собственность (в порядке приватизации), однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было разъяснено, что основания передачи в собственности (в порядке приватизации) вышеуказанного жилого помещения отсутствуют.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Как следует из материалов дела, Старкова С.А. и <данные изъяты> приватизированного жилья в г. Самара и Волжском районе Самарской области не имеют. Право приватизации ранее не использовали, что подтверждается справками формы № 2, выданной Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ года. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.

Из представленной администрацией <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области справки следует, что Старкова (<данные изъяты>) СА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., а также сын проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>

Как видно из материалов дела, Старкова С.А. и сын. в приватизации жилых помещений ранее не участвовали, и право приватизации жилья на территории <адрес> района и города <адрес> не использовали, что подтверждается сообщениями Управления Федеральной регистрационной службы <данные изъяты>.

Из представленного сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Старковой С.А. и сын. на объекты недвижимого имущества.

Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют сведения о правах иных лиц на объект недвижимого имущества – комнату, расположенную по адресу: <адрес> что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от .

Судом также установлено, что в спорном жилом помещении кроме истцов зарегистрирован и проживает <данные изъяты>, который отказался от участия в приватизации комнаты и дал письменное согласие на приватизацию указанной комнаты без включения его в число собственников. Данное согласие удостоверено нотариусом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ года и зарегистрировано в реестре за

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права.

В соответствии со статьей 2 указанного выше Закона РФ, жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Старковой С.А., действующей за себя и несовершеннолетнего сына <данные изъяты>., о признании за ними права собственности на комнату в порядке приватизации, по 1/2 доли за каждым, подлежат удовлетворению.

Согласно техническому паспорту, составленному Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года на помещение – комнату , расположенную по адресу: <адрес> комната имеет общую площадь помещения – 19,50 кв.м, жилую площадь – 19,50 кв.м.

Доводы представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что комната не подлежит приватизации, так как она не исключена из специализированного жилищного фонда «общежитие», суд находит несостоятельными, поскольку указанные доводы противоречат статье 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», то есть в силу закона статус «общежития» был утрачен, а в последующем решение об отнесении вышеуказанного дома к специализированному жилищному фонду «общежитие» не принималось.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Старковой С.А., действующей за себя и несовершеннолетнего сына <данные изъяты> о признании права собственности на комнату в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за Старковой СА и <данные изъяты> в порядке приватизации право общей долевой собственности на комнату – по 1/2 доли за каждым, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью помещения 19,50 кв.м, жилой площадью 19,50 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 07.10.2011 года.

Председательствующий А.Е. Шилов