13.10.2011 о признании права собстенности на комнату



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 13 октября 2011 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К., при секретаре Стукаленко Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аверкиной НП к Администрации г.о. Самара о признании приватизации жилого помещения состоявшейся и признании права собственности в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Аверкина Н.П.обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Самара с исковым заявлением о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, указав, что ее родной брат ГПП проживал в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где занимал комнату жилой площадью 15,40 кв.м. ГПП умер ДД.ММ.ГГГГ. При своей жизни ГПП обратился в БТИ г. Самары с заявлением о приватизации вышеуказанной комнаты, которое зарегистрировано в БТИ <адрес> за . Администрацией Красноглинского района г. Самары был подписан договор о передаче комнаты в собственность ГПП, однако он подписать договор и получить его не смог, в связи со смертью, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ. Она является единственным наследником после смерти своего брата. В установленный законом шестимесячный срок она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанную комнату было отказано, в связи с отсутствием подписанного договора на приватизацию комнаты. Со дня смерти своего брата ГПП и по настоящее время она несет расходы по оплате коммунальных услуг, содержит жилое помещение в надлежащем состоянии. Просит суд признать за ней право собственности в порядке наследования после смерти ГПП на комнату жилой площадью 15,40 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Судом в качестве соответчика по делу привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара.

В судебном заседании представители истицы Аверкиной Н.П. по доверенностям Коллегова И.В. и Кочаненко Г.П. исковые требования уточнили, просили суд признать договор приватизации жилого помещения – 15/42 доли в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, что соответствует одной жилой комнате площадью 15,40 кв.м., между ГПП и Администрацией г.о. Самара заключенным и приватизацию состоявшейся и признать за Аверкиной Н.П. право собственности в порядке наследования на вышеуказанную комнату.

Представитель ответчика Администрации городского округа Самара по доверенности Белякова И.А. оставила разрешение вопроса по существу на усмотрение суда.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, причину не явки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотрение данного дела в его отсутствии.

Представители третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», третье лицо нотариус г.о. Самара Буланова Н.И. в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, причину не явки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Аверкиной Н.П. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 1113, 1114 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днём открытия наследства является день смерти гражданина.

В силу ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В судебном заседании установлено, и нашло свое подтверждение в материалах наследственного дела, что истица Аверкина Н.П. является родной сестрой наследодателя ГПП, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении ГНП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданным ДД.ММ.ГГГГ Сталинским ЗАГС и свидетельством о рождении ГПП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения серии ФЕ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Молотовским ЗАГС <адрес>, где в графе отец указан ГПП, в графе мать – ГВВ (л.д. 9). Согласно справки о заключении брака между АЮВ и ГНП ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, о чем имеется запись о заключении брака . После заключения брака жене присвоена фамилия – Аверкина (л.д. 11). Следовательно, истица Аверкина Н.П. является наследником по закону после смерти своего брата ГПП, который скончался ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ЕР , выданным02.10.1999 года Отделом ЗАГС администрации Красноглинского района г. Самары (л.д. 66), завещания не оставил. Наличия других наследников у ГПП, которые могли бы претендовать на наследственное имущество наравне с истицей, судом не установлено.

В соответствии с ордером от ДД.ММ.ГГГГ серии–Е ГПП на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена комната площадью 15,40 кв.м., расположенная в квартире по адресу: <адрес> (л.д. 33). Между Комитетом ЖКХ Красноглинского района г. Самары и ГПП ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда (л.д. 36-42). На имя ГПП был открыт лицевой счет для оплаты за наем жилья и коммунальных услуг.

Согласно ч.3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая исследованные по делу доказательства в совокупности, суд считает их достаточными для вывода о том, что истец вселился в спорную комнату в квартире на законных основаниях на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, производил оплаты за наем жилья и коммунальных услуг, спорная комната являлась местом его постоянного жительства, что не оспаривалось участниками процесса, поэтому истец приобрел право пользования этим жилым помещением на условиях социального найма.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.91 г. № 1541-1 « О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По сведения ФГУП « Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» следует, что заявление ГПП на приватизацию комнаты в коммунальной <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за в БТИ г. Самары. Договор передачи в собственность граждан (в порядке приватизации) подписан Администрацией Красноглинского района г. Самары и не подписан нанимателем ГПП, умершим ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Оценивая в совокупности вышеизложенное, суд считает, что ГПП занимал спорное жилое помещение находящееся в муниципальной собственности на основании договора социального найма, следовательно, в соответствии с ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ» имел право приобрести его в собственность.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 Постановления от 24 августа 1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в последующих редакциях) разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации местной администрацией, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Юридически значимым в делах данной категории является факт неизменности воли наследодателя, направленной на приобретение права собственности на жилое помещение в порядке, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В приватизации 15/42 долей в коммунальной квартире ГПП отказано быть не могло, его право на приватизацию жилья прямо закреплено в законе. Наследодатель ГПП при жизни выразил свою волю и совершил все необходимые действия, то есть предпринял все зависящие от него меры, чтобы жилое помещение перешло в его собственность, до своей смерти свою волю не изменил, заявление о приватизации квартиры не отозвал. То обстоятельство, что договор передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ не был подписан ГПП, в связи с его смертью, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований наследника, поскольку своего волеизъявления на приватизацию квартиры наследодатель впоследствии не изменил, спорной долей в коммунальной квартире, в виде отдельной комнаты, пользовался добросовестно, считая ее своей собственностью.

В соответствии с ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу п.2 ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122 основаниями для государственной регистрации наличия прав являются не только договоры, но и вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Несмотря на то, что при жизни ГПП не зарегистрировал в установленном законом порядке право собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество, в связи с чем у наследников отсутствует возможность в досудебном порядке оформить свои права на наследственное имущество, права собственности на указанную выше долю (15/42) в коммунальной квартире осуществляется путем признания права – ст. 12 ГК РФ, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2, 18 Конституции РФ), в связи с чем исковые требования Аверкиной Н.П. о признании за ней права собственности на комнату площадью 15,40 кв.м., что соответствует 15/42 долей в коммунальной квартире , расположенной по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.

Ст. 131 ГК РФ предусматривает решение вопроса о государственной регистрации права в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Аверкиной НП удовлетворить.

Признать приватизацию комнаты площадью 15,40 кв.м., что соответствует 15/42 доли в коммунальной квартире расположенной по адресу: <адрес> состоявшейся.

Признать за Аверкиной НП право собственности на 15/42 доли в коммунальной <адрес> площадью с учетом прочей с коэффициентом 75,7 кв.м., общей площадью 73,6 кв.м., жилой площадью 42,9 кв.м., подсобной площадью 30,7 кв.м., кроме того, прочей без коэффициента 4,2 кв.м., что соответствует комнате площадью 15,40 кв.м., в порядке наследования.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, т.е. 17.10.2011г.

Председательствующий Л.К. Гиниятуллина