13.10.2011 о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 13 октября 2011 г.

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.

при секретаре Стукаленко Т.Н.

с участием истицы Феклиной С.В., ее представителя по доверенности Максимовой Г.А.

представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары Третьяковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Феклиной СВ к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары о признании права на назначение досрочной пенсии и включении в специальный трудовой стаж периодов работы,

УСТАНОВИЛ:

Феклина С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары, в котором просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии, со дня первичной подачи заявления в Управление Пенсионного фонда Красноглинского района г. Самары с ДД.ММ.ГГГГ, и включить в специальный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя МДОУ , периоды работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника в детском саду , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника в ясли-саду , указывая на то, что данные периоды незаконно были исключены из стажа ее работы в качестве музыкального работника, поскольку в период нахождения ее на курсах повышения квалификации заработок и место работы за ней сохранялись. Не включение в стаж работы в «МДОУ» считает также незаконным, поскольку решение о переименовании детского сада в МДОУ от нее не зависело, она как работала в детском саду, который передавался из одного ведомства в другое и переименовывался, а должностные обязанности музыкального руководителя оставались неизменными и остаются таковыми до настоящего времени. Что касается периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника в детском саду , то запись в трудовой книжке была сделана неправильно. Согласно приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ по КМЗ, в чьем ведомственном подчинении находился детский сад №169, она была принята на работу музыкальном руководителем, что подтверждается личной карточкой. В штатном расписании детского сада в то время значилась должность « музыкальный работник». В штатные расписания детских учреждений 1970-1993г. были внесены изменения ДД.ММ.ГГГГ, но ответчиком не приняты во внимание внесенные изменения.

В судебном заседании Феклина С.В. и ее представитель по доверенности Максимова Г.А. от части исковых требований, а именно от требований включить в специальный трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника в детском саду , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника в ясли-саду отказались и просили в этой части дело прекратить, о чем судом в этой части вынесено отдельное определение.

В остальной части требования поддержали и просили их удовлетворить, считая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как повышение квалификации является неотъемлемой частью педагогической деятельности, осуществление которой требует освоения современных методов решения профессиональных задач. Считают, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя МДОУ также незаконно исключен из ее специального трудового стажа, поскольку переименование детского сада, в котором работала Феклина С.В. в должности музыкального руководителя в МДОУ от нее не зависело, она как раньше работала музыкальным руководителем со всеми функциональными обязанностями по воспитанию и обучению детей в возрасте от 2х до 7 лет, так и в период переименования учреждения.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары Третьякова Л.Н. исковые требования не признала, пояснила, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя МДОУ не может быть включен в специальный стаж, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.09.1991г. № 463, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Представитель отделения пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд признает исковые требования Феклиной С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, и нашло свое подтверждение в материалах дела, что Феклина С.В. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как педагогический работник, если она не менее 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего на момент оспариваемых Феклиной С.В. периодов ее работы в детских дошкольных учреждениях, при выслуге не менее 25 лет устанавливалась пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Положения п.п. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохранили право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность, но только в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако, по мнению суда, указанные положения закона, ограничивающие права граждан, не могут применяться к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, то есть до 01.01.2002 года.

Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» не содержал положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. В соответствии со ст. 83 указанного закона, списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463, действовавшему в период работы Феклиной С.В. в МДОУ в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Из этого следует, что работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с п.3 ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Согласно ст. 55 ФЗ «Об образовании» (в редакции закона от 07.08.2000), педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Таким образом, законодательство Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ, независимо от их организационно-правовых форм. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ведомственная принадлежность образовательного учреждения для детей не влияет на право Феклиной С.В. на пенсию за выслугу лет и исключение органами пенсионного фонда из специального стажа периода ее работы в должности музыкального руководителя МДОУ , является неправомерным.

Суд считает также необоснованным исключение из специального стажа истицы периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии с Главой 26 ТК РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего, среднего, начального профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, предусмотрено представление работодателем дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка. Указанный дополнительный отпуск также относится к дополнительным отпускам, указанным в п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, и соответственно, включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, до введения в действие названного ТК РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставлялись отпуска на основании ст. 196 КЗоТ РФ, которая регулировала предоставление оплачиваемых отпусков в связи с обучением, а также другие льготы. Названные отпуска не относились к дополнительным, однако данный факт не может являться отказом в зачете указанных периодов при определении специального стажа дающего право на досрочное назначение пенсии, поскольку за истицей заработок в указанные периоды сохранялся, а направление ее на курсы осуществлялось по инициативе работодателя и в его интересах, что не оспаривается ответчиком.

Принимая во внимание, что на момент обращения в УПФ РФ в Красноглинском районе г. Самары – ДД.ММ.ГГГГ Феклина С.В. имела специальный трудовой стаж более 25 лет, отказ территориальных органов Пенсионного фонда РФ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность является неправомерным, нарушающим права истицы на получение, предусмотренной законом досрочной пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Феклиной СВ удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав: засчитать в стаж работы Феклиной СВ, предоставляющей право на получение трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя МДОУ и назначить выплату пенсии с момента подачи ею заявления в Управление пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Красноглинский районный суд г. Самары со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 18.10.2011г.

Председательствующий: