17.11.2011 право собственности на реконструированный жилой дом



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «17» ноября 2011 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курунтяевой О.Д.,

при секретаре Тихановой А.В.,

с участием:

представителя истцов – Лутониной Н.А., представителя ответчика – Беляковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсовой РИ Юсова ЛВ, Юсова ЭВ к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на реконструированный жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Юсова Р.И., Юсов Л.В., Юсов Э.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на реконструированный жилой дом, указав в заявлении, что Юсова Р.И. и Юсов Л.В. являются собственниками ? доли в праве на жилой дом по адресу: <адрес>. Юсов Э.В. является другим собственником ? доли того же жилого дома на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ г. Указанный жилой дом расположен на земельном участке мерою 0,0658 га, принадлежащем наследодателю Юсову Владимиру Владимировичу на основании свидетельства № на землю о праве пользования. В процессе эксплуатации жилого дома были произведены строительные мероприятия по его реконструкции. При этом состояние жилого дома после произведённой реконструкции работоспособное и соответствует требованиям действующих норм и правил. Все работы выполнены в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 31.02-2001 «Дома жилые многоквартирные», СНиН 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 21.01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Однако реконструкция производилась без разрешения на строительство органа местного самоуправления. Истцы просят суд признать за Юсовой РИ и Юсовым ЛВ по 1/4 доли за каждым, за Юсовым ЭВ по 1/2 доли, право собственности на реконструированный жилой дом, расположенный по указанному выше адресу, поскольку жилой дом соответствует строительным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании истица Юсова Р.И. представитель истцов Юсова Л.В. и Юсова Э.В. - Лутонина Н.А., действующей на основании доверенности, заявленные требования уточнили и просили суд признать за Юсовой РИ и Юсовым ЛВ по 1/4 доли за каждым, за Юсовым ЭВ по 1/2 доли, право собственности на реконструированный жилой дом общей площадью 48,1 кв.м., жилой площадью 38,2 кв.м., подсобная площадь 9,9 кв.м, площадь помещений вспомогательного использования (лоджий, балконов, веранд, террас) – 17,4 кв.м, площадь всех помещений здания (комнат и помещений вспомогательного использования) – 65,5 кв.м., расположенный по указанному выше адресу. Уточненные исковые требования поддержала и просила удовлетворить, пояснив, что реконструированный жилой дом расположен на земельном участке, принадлежащем истцам на праве собственности. Реконструкция произведена в соответствии со строительными нормами и правилами, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается представленными в суд документами.

Представитель ответчика – Администрации городского округа Самара Белякова И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных истцами требований, поскольку реконструкция жилого дома была произведена без разрешения на строительство.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, документы, подтверждающие уважительность причин неявки не представили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения представителя истцов и представителя ответчика, изучив и проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Юсовой Р.И., Юсова Л.В., и Юсова Э.В. о признании права собственности на реконструированный жилой дом подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом или иными правовыми актами. В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Как следует из материалов дела, на основании Решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., за <данные изъяты> был закреплен земельный участок под построенный жилой дом площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора купли-продажи <данные изъяты> /Продавец/ продал, а <данные изъяты> /Покупатель/ купил деревянный одноэтажный дом с 2 пристроями со службами и сооружениями общей площадью 46,6 кв.м., жилой площадью 37,2 кв.м., находящегося в <адрес> и расположенного на земельном участке мерою в 657,7 кв.м.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник – часть 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ч. 1, 2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Прежний собственник жилого дома – <данные изъяты>. владел спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 35, ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 271 Гражданского кодекса РФ, Юсупов В.И. оформив право собственности на жилой дом приобрел право на использование соответствующей части земельного участка, занятой домом и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник жилого дома.

В соответствии с п. 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 08.05.2009 г. № 93-ФЗ), государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

ДД.ММ.ГГГГ года между Юсовым В.В. и Юсовым Л.В. был заключен договор дарения, по условиям которого, Юсов В.В. дарит Юсову Э.В. ? долю в праве собственности на жилой дом без служб и сооружений, расположенный по указанному выше адресу. Данный договор был удостоверен секретарем исполкома <данные изъяты> по реестру

ДД.ММ.ГГГГ года Юсов ВИ дарит Юсову ВВ ? долю жилого дома со всеми службами и сооружениями в <адрес>. Данный договор был удостоверен секретарем исполкома <адрес> по реестру .

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверенного нотариусом г. Самары <данные изъяты> Юсова Р.И., <данные изъяты>., и Юсов Л.В.являются по 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по указанному выше адресу.

ДД.ММ.ГГГГ года между Юсовой Р.И., <данные изъяты> и Юсовым Л.В было заключено соглашение по условиям которого, в собственность Юсовой Р.И. и Юсова Л.В. переходит – по ? доли в праве собственности на жилой дом, и по ? доли в праве собственности на земельный участок, за каждым; в собственность <данные изъяты> переходит денежный вклад с процентами и компенсацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Следовательно, собственник земельного участка вправе возводить на нём жилые и иные здания, а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ производить реконструкцию принадлежащих ему объектов, строений.

На земельном участке, расположен реконструированный жилой дом – литер Б,Б1,Б2,б. Реконструкция жилого дома произведена истцами в процессе его эксплуатации без разрешения на строительство.

Согласно техническому заключению по инженерно-техническому обследованию жилого дома, составленному ЗАО Фирма «КОНСОЛЬ» в 2011 году, В результате проведенного обследования установлено, что реконструкция того дома <адрес> выполненная истцами самовольно, не затрагивает конструктивные и другие характеристики Нежности и безопасности здания.

Дом пригоден для дальнейшего использования по своему назначению, его дальнейшая эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровья граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Работы выполнены в соответствии с действующими нормами: СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских вселений», СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции".

Согласно техническому паспорту на жилой дом по состоянию на 29.09.2009 года, составленному Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости – ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Самарский филиал, общая площадь жилого дома составляет - 48,1 кв.м., жилая площадь - 38,2 кв.м., подсобная площадь - 9,9 кв.м, площадь помещений вспомогательного использования (лоджий, балконов, веранд, террас) – 17,4 кв.м, площадь всех помещений здания (комнат и помещений вспомогательного использования) – 65,5 кв.м.,

Реконструированный жилой дом расположен в границах земельного участка, предоставленного под строительство.

Кроме того, из экспертного заключения ДД.ММ.ГГГГ года, составленного Отделом гигиены и эпидемиологии в Красноглинском районе г. Самары, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> после проведенной реконструкции не противоречит требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненным ООО «Аудит пожарной безопасности и оценка рисков», По результатам проведенного обследования, объективной информации о состоянии пожарной опасности объекта защиты, соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в части объемно-планировочных и конструктивных решений, полученных при проведении обследования, характеризующих пожарную опасность объекта защиты, установлено, что условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в части объемно-планировочных и конструктивных решений выполнены. Согласно статьи 6 пункта 3 Федерального закона №123-Ф3 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в части объемно-планировочных и конструктивных решений соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Пригоден для дальнейшего использования по своему функциональному назначению, при условии соблюдения в процессе эксплуатации обязательных требований «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юсовой РИ, Юсова ЛВ, Юсова ЭВ о признании за ними права собственности на реконструированный жилой дом, подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.07.1997года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юсовой РИ, Юсова ЛВ, Юсова ЭВ о признании права собственности на реконструированный жилой дом – удовлетворить.

Признать за Юсовой РИ и Юсовым ЛВ по 1/4 доли за каждым, за Юсовым ЭВ – ? доли, право общей долевой собственности на реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 48,1 кв.м., жилой площадью 38,2 кв.м., подсобной площадью 9,9 кв.м, площадью помещений вспомогательного использования (лоджий, балконов, веранд, террас) – 17,4 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 21.11.2011 года.

Председательствующий Курунтяева О.Д.