Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2011 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе: Председательствующего: Курунтяевой О.Д. При секретаре: Тихановой А.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2034\2011 года по заявлению Х о признании распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара незаконным, У С Т А Н О В И Л: Х обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения № 1710\02-р от 17.08.2011 года первого заместителя Главы городского округа Самара об отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, указав, что зарегистрирована и проживает в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес> квартал 3 <адрес> комнате площадью 16,3 кв.м. Кроме нее в комнате зарегистрированы еще ее дочь К, внук КМ и бывший муж СВ. Брак между ней и СВ расторгнут 17.11.2005 года решением мирового судьи участка № 16 Красноглинского района г.Самары. С момента расторжения брака ее бывший муж не проживает по указанному адресу, так как вступил в брак с другой женщиной и проживает с женой и ребенком временно у родственников по адресу: <адрес>. Дом в котором она зарегистрирована и проживает, распоряжением № 777\02-р от 25.04.2011 года Первого заместителя Главы г.о.Самара признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 3 данного распоряжения Департамент управления имуществом г.о.Самара должен предоставить другие жилые помещения гражданам, зарегистрированным по адресу: <адрес> В связи с чем и в соответствии со ст. 51 ЖК РФ 7 июля 2011 года она обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Распоряжением № 1710\02-р от 17.08.2011 года первого заместителя Главы городского округа Самара ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, на том основании, что ею не представлены документы на бывшего мужа – СВ Считает данное распоряжение незаконным, поскольку бывший муж не является членом ее семьи и она не обязана представлять его документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В судебном заседании Х и ее представитель, по доверенности П заявленные требования поддержали, обстоятельства изложенные в заявлении подтвердили. Х пояснила суду, что с 2005 года она находится в разводе с СВ, который с 2005 года в комнате площадью 16,3 кв.м. по адресу: <адрес> не проживает, членом ее семьи не является. Он вступил в новый брак, у него родилась дочь и проживает он со своей семьей по другому адресу. 7 июля 2011 года она обратилась с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и просила принять ее на учет с членами своей семьи, а именно дочерью и внуком, на которых она предоставила все предусмотренные законом документы. В своем заявлении в администрацию городского округа Самара она указывала, что предоставить документы на СВ она не может, так как брак у них расторгнут и он проживает по другому адрес вместе со своей семьей. 17 августа 2011 года распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара В.В. Кудряшова ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку не представила документы на СВ Просит признать незаконным распоряжение № 1710\02-р от 17.08.2011 года первого заместителя Главы городского округа Самара в части отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и обязать администрацию городского округа Самара устранить допущенное нарушение ее прав, рассмотреть в месячный срок вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара, по доверенности Г заявленные требования Х не признала, пояснила суду, что Департамент управления имуществом г.о.Самара права Х не нарушал, они осуществляют только сбор документов, а потом передают их в Администрацию г.о.Самара для решения вопроса о постановке на учет. Считает, что Х должна была предоставить также документы на зарегистрированного в ее комнате СВ, но как, и каким образом, она это может сделать не имея доверенности, пояснить не смогла. Представитель администрации городского округа Самара, по доверенности Б заявленные требования не признала, пояснила суду, что Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставляет им документы на лиц желающих встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а Администрация г.о.Самара выносит распоряжение о принятии либо об отказе в постановке на учет. В данном случае, Х было на законных основаниях отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку ею не были предоставлены документы на зарегистрированного с нею в одной комнате СВ Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица СВ заявление Х поддержал, пояснил суду, что с мая 2005 года в жилом помещении вместе с Х он не проживает, членом ее семьи не является. В 2007 году он вступил в зарегистрированный брак с другой женщиной, и у него родилась дочь 20.07.2007 года. Он вместе с семьей проживает по адресу: <адрес>. В настоящее время он также сдал документы на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, однако ему уже в Департаменте управления имуществом г.о.Самара пояснили, что ему также будет отказано. Выслушав заявительницу, ее представителя, заинтересованных лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные требования Х подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, к решениям, действиям (бездействию)должностных лиц, органов местного самоуправления, муниципального служащего относятся коллегиальные и единоличные действия(бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям ( как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории) по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Судом установлено, что Х 7 июля 2011 года обратилась в Администрацию г.о.Самара с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 33) в котором просила принять ее на учет в связи с обеспеченностью менее учетной нормы, в связи с тем, что дом признан не пригодным для проживания. В заявлении указала, что ее состав семьи состоит из 3 человек, а именно она, ее дочь К 1983 года рождения и внук КМ 2003 года рождения. Из справки с места жительства по адресу: <адрес> следует, что кроме Х, ее дочери и внука в комнате площадью 16,3 кв.м. зарегистрирован СВ Из свидетельства о расторжении брака (л.д. 49) видно, что брак между Х и СВ был расторгнут 17 ноября 2005 года. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № 777\02-р от 25.04.2011 года многоквартирный дом по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. (л.д. 7) Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № 1710\02-р от 17.08.2011 года, п. 3, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, Х с составом семьи 3 человека в том числе дочь К и внук КМ на основании п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с отсутствием документов на совместно зарегистрированного СВ Суд считает, что отказ Х в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по данному основанию является незаконным. Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»). Судом установлено, что с 2005 года СВ членом семьи Х не является, совместно они не проживают, общее хозяйство не ведут, брак между ними был расторгнут. СВ создал новую семью и проживает совместно с ними по адресу: <адрес> Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании. При указанных обстоятельствах, Х не должна была предоставлять документы на СВ, который не является членом ее семьи, при принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и данное обстоятельство не может служить препятствием для осуществления жилищных прав заявителя. Доводы представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара и Администрации городского округа Самара о том, что в силу ст. 9 Закона самарской области «О жилище» Х обязана была предоставить документы на совместно зарегистрированного СВ, суд считает несостоятельными. Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 05.07.2005 года № 139-ГД «О жилище» принятие на учет заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства указанных граждан. При принятии на учет заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются все постоянно проживающие члены семьи заявителя, в том числе отсутствующие в связи с призывом на военную службу, командированные на работу за границу, в другой населенный пункт, выехавшие на учебу в другие населенные пункты и иные лица, которые в соответствии с действующим законодательством имеет право проживания в данном жилом помещении. Из указанной нормы закона не следует, что Х обязана предоставить весь пакет документов на СВ, который не является членом ее семьи. Данная норма закона наоборот связывает принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда Х и только членов ее семьи. В силу действующего законодательства, Х не имея доверенности от СВ, вообще лишена возможности предоставить какие-либо документы на него. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Самара устранить допущенное нарушение прав Х, рассмотреть в месячный срок вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Х и принять решение в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Х удовлетворить. Признать незаконным распоряжение № 1710\02-р от 17.08.2011 года первого заместителя Главы городского округа Самара в части отказа Х в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Обязать администрацию городского округа Самара устранить допущенное нарушение прав Х, рассмотреть в месячный срок вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Х и принять решение в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 5 декабря 2011 года. Председательствующий: