о признании права собственности в порядке приватизации 2-1928\2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2011 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:

Председательствующего: Курунтяевой О.Д.

При секретаре: Тихановой А.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1928\2011 года по иску ЖЛ и ЖМ к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

ЖЛ обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что с 2007 года зарегистрирована и проживает вместе с сыном в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 15,20 кв.м. жилой площадью 15,20 кв.м. Данное жилое помещение является муниципальной собственность и состоит в реестре муниципального имущества. Она решила приватизировать данное жилое помещение, однако ей было отказано, поскольку Департамент управления имуществом г.о.Самара посчитал его общежитием. Считает, что жилое помещение утратило статус общежития после передачи его в муниципальную собственность. Решение об отнесении дома к специализированному жилищному фонду муниципальными органами не принималось. Просит признать за ней и ее сыном ЖМ право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 15,20 кв.м. жилой площадью 15,20 кв.м.

В судебном заседании представитель истицы ЖЛ и ЖМ, по доверенности У исковые требования поддержал, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердил.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Представитель МП ЭСО г.о.Самара в судебное заседание не явился о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Выслушав представителя истцов, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ЖЛ и ЖМ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Согласно ч 2 п 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений ( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Жилой дом расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр муниципального имущества 26 мая 2000 года на основании Решения Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 26.05.2000 года № 278. Фактически данный дом был передан в муниципальную собственность от ОАО «Международный аэропорт Самара» 6 февраля 2003 года, что следует из акта приема-передачи общежитий. Распоряжением администрации Красноглинского района от 22.06.2007 года № 222 общежитию присвоен адрес: <адрес>. Постановлением Главы городского округа Самара от 26.12.2008 года № 1152 наименование Аэропорт Самара внесено в Единый общегородской перечень действующих наименований улиц и других частей города Самары, утвержденный постановлением Главы города Самары от 18.09.2000 года № 808.

Решение о включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений суду не представлено.

Из пояснений представителя истцов следует, что часть комнат у них приватизированы на основании заключения договора приватизации с Департаментом управления имуществом г.о.Самара.

В силу ст. 7 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из указанных норм закона, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

После передачи вышеуказанного дома от Международного аэропорта Самара в муниципальную собственность решения о присвоении статуса специализированного жилищного фонда не принималось.

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Судом установлено, что предоставленное истице жилое помещение по вышеуказанному адресу не отвечает признакам общежития, поскольку никакой мебелью и прочими предметами не укомплектовано.

Судом установлено, что истцы являются нанимателем жилого помещения – комнаты площадью 15,20 кв.м. по адресу: <адрес> на основании лицевого счета № 10258, где они зарегистрированы и проживают по настоящее время, производят оплату за свою комнату. Истцы пользуются и владеют изолированным жилым помещением, ранее не использовали свое право на приватизацию жилого помещения.

Таким образом, суд считает, что истцы, как наниматели жилого помещения в доме, который был передан в муниципальный жилищный фонд, утратил статус общежития, имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» и части 1 ст. 4 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 ( ч.2), положение части первой ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РФ» в силу которого не подлежат бесплатной приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Самара на жилой дом не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истцов, оснований к отказу в иске не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ЖЛ и ЖМ удовлетворить.

Признать за ЖЛ и ЖМ право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 15,20 кв.м. жилой площадью 15,20 кв.м., по 1\2 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 7 декабря 2011 года.

Председательствующий: