17.11.2011 признание права собственности на ж/п



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» ноября 2011 года Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кудинова В. В.

при секретаре Битиеве А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жох ЕВ, Соболевой ТН, Соболевой СИ, Соболевой АИ, Даниловой ОН, Данилова ИС, Данилова ДН к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Министерству имущественных отношений по Самарской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самары, Министерству имущественных отношений по Самарской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указали, что И и членам его семьи на основании протокола совместного заседания профкома и администрации Новобуянского леспромхоза от ДД.ММ.ГГГГ была выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. После смерти И члены его семьи Жох Е.В., Соболева Т.Н., Данилова О.Н. остались проживать в спорной квартире. Несовершеннолетние Соболева А.И, Соболева С.И., Данилов Д.Н, Данилов И.С. с рождения также зарегистрированы и проживают в указанной квартире. В процессе сбора документов на приватизацию вышеуказанной квартиры стало известно, что квартира не состоит в реестре государственного имущества. В ДД.ММ.ГГГГ году имущество, состоящее на балансе у Ново-Буянского лесхоза было передано на баланс Министерства имущественных отношений Самарской области, которое в свою очередь, передал в оперативное управление ГУСО «Самаралес». При обращении в ГУСО «Самаралес» было получено согласование о приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, ГУСО «Самаралес» не возражает против приватизации истцами жилого помещения. В связи с изложенным, истцы просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м, жилой площадью 27,0 кв.м, подсобной площадью 13,8 кв.м, кроме того, площадью хол.кладовых 11,4 кв.м, площадью веранд 1,8 кв.м по 1/7 доли за каждым.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Илюхина Т.Н. требования истцов поддержала, дала пояснения аналогичные вышеизложенным. Просила суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области, представитель ГУСО «Самаралес» в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела был извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, что, по мнению суда, не является препятствием к рассмотрению дела.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Самара Белякова И.А. оставила рассмотрение спора по существу на усмотрение суда.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, представитель ФГУП «Ростехинвентаризация» в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела был извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, что, по мнению суда, не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Согласно ч. 2 п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года « О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Таким образом, жилищный фонд, а именно <адрес> <адрес> <адрес>, следовало включить в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Не включение спорного жилого дома в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данном доме, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлений исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Судом установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения - <адрес>, где они зарегистрированы, и проживают по настоящее время. Истцы пользуются и владеют изолированным жилым помещением, право на приватизацию жилого помещения ранее ими не использовано.

Кроме того, из сообщения ГУСО «Самаралес» следует, что имущество ГУСО "Самаралес" является собственностью Самарской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления для осуществления права пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Полномочия собственника недвижимости субъекта Российской Федерации по Самарской области осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области. В оперативном управлении ГУСО "Самаралес" находится жилая недвижимость, расположенная по адресу: <адрес>, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с ответом Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области от от ДД.ММ.ГГГГ, дом, расположенный по адресу: <адрес> реестре федерального имущества не числится (л.д. 10).

Таким образом, суд считает, что истцы, как наниматели жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальный жилищный фонд, имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.

В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 131 и ст. 223 ПК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования <адрес> на жилой дом не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

При таких обстоятельствах, доводы истцов суд признает законными, правомерными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Жох ЕВ, Соболевой ТН, Соболевой СИ, Соболевой АИ, Даниловой ОН, Данилова ИС, Данилова ДН удовлетворить.

Признать за Жох ЕВ, Соболевой ТН, Соболевой СИ, Соболевой АИ, Даниловой ОН, Даниловым ИС, Даниловым ДН право собственности в порядке приватизации на жилое помещение-квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м, жилой площадью 27,0 кв.м, подсобной площадью 13,8 кв.м, кроме того площадью хол.кладовых 11,4 кв.м, площадью веранд 1,8 кв.м по 1/7 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары.

Председательствующий В. В. Кудинов