Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе: Председательствующего: Курунтяевой О.Д. При секретаре: Тихановой А.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2041\2011 года по иску ФМ, ФМИ и ФА к ОАО «Самарадорстрой» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ОАО «Самарадорстрой» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что ответчик обладал подсобным животноводческим сельским хозяйством, расположенным в районе с.Молгачи и п. Береза. С целью обеспечения работников данного подсобного сельскохозяйственного объекта жильем, ответчику в 1983-1984 году Куйбышевским облисполкомом был произведен отвод земли в п.Береза Красноглинского района г.Самары для строительства двухквартирных жилых домов по ул. Теневая. До середины 1985 года 12 домов были построены. На основании решения Красноглинского райисполкома г.Куйбышева № 263 от 10.09.1985 года им была выделена квартира в <адрес>. Истцы зарегистрированы и проживают в данной квартире, оплачивают коммунальные услуги. Позже трест «Куйбышевдорстрой» был приватизирован и акционировался в настоящее время это ОАО « Самарадорстрой». 11 апреля 2011 года истцы обратились к ответчику с заявлением о передаче квартиры в их собственность в порядке приватизации, на что ОАО «Самарадорстрой» сообщило, что реализовать свое право на приватизацию жилья они могут путем обращения в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Ранее они не использовали свое право на приватизацию жилого помещения. Просят признать за ними право собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель истцов по доверенности Урусов Н.А. исковые требования поддержал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, просил признать право собственности за каждым по 1\3 доли на жилое помещение. Представитель ОАО «Самарадорстрой» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суду предоставили письмо в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против удовлетворения исковых требований. Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара, привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен. Выслушав представителя истцов, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Согласно ч 2 п 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений ( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года « О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Таким образом, при приватизации акционерного общества «Самарадорстрой» жилищный фонд, а именно <адрес>, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости, а следовало включить в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Не включение спорного жилого дома в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данном доме, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского ( за исключением городов районного подчинения) районного ( за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение ( на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Из указанных норм закона, следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фондов в РФ». Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Судом установлено, что ФМ ФМИ ФА являются нанимателями жилого помещения – квартиры общей площадью 66,5 кв.м., жилой площадью 38,7 кв.м. подсобной 27,8 кв.м. кроме того прочая 18,2 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании ордера, где они зарегистрированы и проживают по настоящее время, производят оплату за свою квартиру. Истцы пользуются и владеют изолированным жилым помещением, ранее не использовали свое право на приватизацию жилого помещения. Указанное жилое помещение находится на балансе ОАО «Самарадорстрой», что сторонами не оспаривается. Из представленного ответа на запрос генерального директора ОАО «Самарадорстрой» следует, что на балансе у них стоят жилые помещения, а именно по адресу: <адрес> без указания статуса служебного. Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Из представленных суду документов и пояснений представителя истцов в судебном заседании следует, что решения о включение жилого дома в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, органом местного самоуправления либо органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, не принималось. Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 07.07.1993 года № 666 утвержден план приватизации и преобразования Государственного Самарского специализированного треста автодорожного строительства в акционерное общество открытого типа «Самарадорстрой», относящегося к федеральной собственности. Во исполнении данного решения 4 ноября 1993 года между Комитетом по управлению госимуществом Самарской области и Акционерным обществом открытого типа «Самарадорстрой» был заключен Договор № 192-с о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в хозяйственное ведение. Согласно перечню объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющемуся неотъемлемой частью Договора № 192-с в хозяйственное ведение ОАО «Самарадорстрой» были переданы жилые дома в пос. Береза № 2,4,6,8,10,12,14, 16,18,20,22. Из технического паспорта на жилой дом по <адрес> представленного ФФГУП «Ростехинвентаризацией» по г.Самаре следует, что единственным владельцем данного дома является Куйбышевский Дорстрой, сведений о принадлежности другому собственнику не имеется. Из представленного ответа на запрос Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области следует, что жилой дом по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества не числится. Из ответа Департамента управления имуществом городского округа Самара следует, что <адрес> в муниципальную собственность городского округа Самара не передавалась, в реестр муниципального имущества городского округа Самара не включена. В нарушении закона при приватизации предприятия жилой <адрес> не был передан в муниципальную собственность. Таким образом, суд считает, что истцы, как наниматели жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальный жилищный фонд, имеет право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности. Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано. Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Самара на жилой <адрес> не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав. Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истцов, оснований к отказу в иске не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования ФМ, ФМИ и ФА удовлетворить. Признать за ФМ, ФМИ, ФА право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 66,5 кв.м. жилой площадью 38,7 кв.м. подсобной площадью 27,8 кв.м., кроме того прочей 18,2 кв.м. по 1\3 доли за каждым. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 16 декабря 2011 года. Председательствующий: