о предоставлении в собственность земельного участка 2-2145\2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:

Председательствующего: Курунтяевой О.Д.

При секретаре: Тихановой А.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2145\2011 года по заявлению ЕЛГ о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ЕЛГ обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка, указав, что в соответствии с требованиями п.4 ст. 28 Федерального Закона № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» она обратилась 13 мая 2009 года с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство площадью 565,0 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> К своему заявлению она приложила необходимые документы. Министерство имущественных отношений Самарской области дополнительно запросило документы. 18 августа 2011 года в ее адрес Министерством было направлено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 01.08.2011 года испрашиваемый земельный участок находится в границах квартала 18 Самарского лесничества, в соответствии с постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от 10.03.2009 год по делу № А55-15555\2008 и определением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 года по делу № А55-15555\2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством лесного хозяйства по состоянию на 01.01.2011 года отражены как лесные участки на землях иных категорий.

Считает отказ Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению от 13.05.2009 года о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> незаконным и необоснованным по следующим причинам:

Наличие земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 1,9,18 (площадью 350,00га) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являлось предметом рассмотрения Арбитражного суда Самарской области по делу № А 55-15555\2008.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 года по делу № А 55-15555\2008 прекращены разделы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на открытые лесные участки, в том числе на лесной участок, расположенный по вышеуказанному адресу.

Считает, что судом установлено, что спорный земельный участок площадью 565,00 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> не относится к землям лесного фонда.

Несмотря на отказ ей в предоставлении земельного участка, владельцам соседних с ней земельных участков в СНТ «Энергетик» Министерством имущественных отношений Самарской области предоставило земельные участки для ведения садоводства в соответствии с положениями ФЗ № 66 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».

Просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка под садоводство площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в установленный законом срок предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок.

В судебном заседании представитель ЕЛГ по доверенности Л заявленные требования поддержал, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердил, пояснил, что спорный земельный участок расположен в зоне садово-дачных товариществ и коллективных садов ( зона Р-5) не находиться в границах красных линий, не является территорией общего пользования и не превышает предельных размеров для садоводства. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 года по делу № А 55-15555\2008 прекращены разделы в том числе раздел 09.08.2008 г № 63-63-01\165\2008-083 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на открытые лесные участки на территории городского округа Самара, в том числе на лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество кварталы 1,9,18 ( площадью 350,00 га) Указанным выше постановлением признаны незаконными действия Департамента лесного хозяйства Самарской области по изготовлению плана лесного участка от 21.07.2008 года № 06-09\1784. Департамент лесного хозяйства Самарской области обязан был исключить в месячный срок из государственного лесного реестра запись № 10-2008-07. В связи с тем, что согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 01.08.2011 года спорный земельный участок находится в границах квартала № 18 Самарского лесничества, Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 года спорный земельный участок площадью 565,00 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> исключен из государственного лесного реестра и право на него прекращено.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суду предоставлен отзыв на заявление ЕЛГ, в котором Министерство имущественных отношений Самарской области просит в заявленных требованиях отказать.

Представитель Министерства лесного хозяйства природопользования и охраны окружающей среды Самарской области, в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Выслушав представителя заявительницы, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования ЕЛГ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 « Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 1 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.

Пунктом 2 ст. 34 Земельного кодекса установлен заявительный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении 1 к Порядку. К указанному заявлению прикладываются необходимый пакет документов.

Судом установлено, что 13 мая 2009 года ЕЛГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> под садоводство.

22 июня 2011 года Министерством имущественных отношений по Самарской области в адрес Министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области направлен запрос о предоставлении информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам), если да, то в каком квартале лесничества территориально расположен данный земельный участок.

Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 1 августа 2011 года, следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах квартала № 18 Самарского лесничества.

Письмом от 18.08.2011 года Министерство имущественных отношений Самарской области отказало ЕЛГ в предоставлении в собственность указанного земельного участка в связи с полученным ответом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 01.08.2011 года.

Суд полагает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка ЕЛГ является обоснованным, поскольку земельный участок находится в государственном лесном фонде.

В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области « О земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 ЗК РФ или п.9.1 ст. 3 ФЗ « О введение в действие ЗК РФ» за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении 1 к Порядку. К указанному заявлению прикладываются необходимый пакет документов.

В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схемы расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3. настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

Согласно п.3 ст. 129 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, и распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 ЛК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. № 34 «О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области» осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.

На основании ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

Возможности передачи в собственность гражданину лесного участка в Лесном кодексе не содержится.

Из ответа Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 01.08.2011 г. № 27-05-02/2.450 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в границах квартала № 18 Самарского лесничества.

Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 10.03.2009 г. по делу № А55-15555/2008 установлено, что квартал № 18 Самарского лесничества городского округа Самара является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена.

Указанное постановление устанавливает основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве городского округа Самара, не изменяя при этом их имущественно - правовой режим как лесных участков.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На основании ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Градостроительный кодекс РФ определяет правила и порядок подготовки генеральных планов муниципальных образований. В Генеральном плане отображаются границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав.

Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 года № 539 отображены границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав. Законом Самарской области от 22.05.2005 года № 61-ГД «Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области» были установлены границы г.о. Самары и Самарской области.

Земельный кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие, что в границах населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов. Однако в границах муниципальных образований также могут быть земли иных категорий.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 22.01.2007 г. № 15355/06 по делу № А62-1807/2006 указал, что по смыслу ст. 7, 8 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с учетом изменений, внесенных ст. 25 и 33 Федерального закона РФ от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нахождение лесных участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус, появляется лишь правовое основание для осуществления обязательной в таких случаях процедуры перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений.

Исходя из анализа положений ст. ст. 3,6,11 Лесного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 3,85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежат.

В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Судом установлено, что каких-либо обязательств, предусмотренных законом или договором, по предоставлению ЕЛГ земельного участка площадью 565,00 кв.м. по адресу: <адрес> у Министерства имущественных отношений Самарской области перед заявителем не имеется.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд считает, что оснований для удовлетворения требований ЕЛГ не имеется. Решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством имущественных отношений Самарской области было принято в пределах его полномочий, права и свободы заявителя действиями Министерства не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ЕЛГ о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка под садоводство площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 27 декабря 2011 года.

Председательствующий: