решение по гражданскому делу 2-2071/11



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Красноглинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ермаковой О.А.,

при секретаре Самойленко Е.В.,

с участием представителя истцов – Урусова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело года по иску Шведчикова Л.Е., Шведчиковой Г.В. к ОАО «Самарадорстрой» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ОАО «Самарадорстрой» о признании права общей долевой собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, мотивировав исковые требования тем, что ответчик ОАО «Самарадорстрой» обладал подсобным животноводческим сельским хозяйством, расположенным в районе <адрес> и <адрес>. С целью обеспечения работников данного подсобного сельскохозяйственного объекта жильем, ответчику в 1983-1984 году Куйбышевским облисполкомом был произведен отвод земли в <адрес> для строительства двухквартирных жилых домов по <адрес> середины 1985 года 12 домов были построены. На основании решения Красноглинского райисполкома г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ Шведчикову Л.Е. и членам его семьи – Шведчиковой Г.В., Шведчиковой Е.Л. и Шведчиковой М.Л. была предоставлена квартира площадью 78,0 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, о чем был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ Спорная часть дома располагается на земельном участке площадью 1072,78 кв.м. До настоящего времени истцы зарегистрированы и постоянно проживают в данной квартире, оплачивают коммунальные услуги. Двали (Шведчикова) М.Л. и Шведчикова Е.Л. от участия в приватизации квартиры отказались, о чем свидетельствуют нотариально удостоверенные отказы. Позже трест «Куйбышевдорстрой» был приватизирован и акционировался в настоящее время это ОАО « Самарадорстрой». В мае 2010 г. истцы обратились в БТИ с заявлением о вызове техника и изготовлении технического паспорт, однако в удовлетворении заявления было отказано в виду имеющихся разночтениях между данными указанными в ордере и документах технического учета Ростехинвентаризации. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о передаче квартиры в их собственность в порядке приватизации, на что ОАО «Самарадорстрой» сообщило, что реализовать свое право на приватизацию жилья они могут путем обращения в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Ранее истцы не использовали свое право на приватизацию жилого помещения, в связи с чем просят суд, с учетом уточнений, признать за ними право общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 86,10 кв.м., жилой – 49,40 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов Шведчикова Л.Е. и Шведчиковой Г.В. – Урусов Н.А., действующий на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Дал пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения.

Представитель ОАО «Самарадорстрой» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражают против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют обратные уведомления, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Двали (Шведчикова) М.Л. и Шведчикова Е.Л. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее данные отказы от участия в приватизации поддерживают.

Выслушав представителя истцов, изучив и проверив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Шведчикова Л.Е. и Шведчиковой Г.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Куйбышев Дорстрой (ныне – ОАО «Самарадострой») обладал подсобным животноводческим сельским хозяйством, расположенным в районе <адрес> и <адрес>. С целью обеспечения работников данного подсобного сельскохозяйственного объекта жильем, ответчику в 1983-1984 году Куйбышевским облисполкомом был произведен отвод земли в <адрес> для строительства двухквартирных жилых домов по <адрес> середины 1985 г. были построены 12 домов, которые в 1988 г. были введены в эксплуатацию, в том числе и спорный жилой дом, что подтверждается инвентарным делом представленным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Согласно Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. № 83, в целях учёта принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений. Регистрации подлежали все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, независимо от того, в чьём ведении они находятся: местных Советов, государственных учреждений и предприятий, кооперативных и других общественных организаций и граждан.

Судом установлено, что впервые инвентаризация жилого дома усадебного типа, находящегося по адресу: <адрес>, состоящего из двух изолированных квартир и , была произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными первичной технической инвентаризации.

На основании решения Красноглинского райисполкома г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ Шведчикову Л.Е. и членам его семьи – Шведчиковой Г.В., Шведчиковой Е.Л. и Шведчиковой М.Л. была предоставлена квартира жилой площадью 35, 55 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, о чем был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ Спорная квартира располагается в части жилого дома находящегося на земельном участке площадью 1072,78 кв.м.

С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени истцы зарегистрированы и постоянно проживают в спорной квартире, что подтверждается справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Заместителем Главы городского округа – Главой Администрации Красноглинского района городского округа Самара ФИО9 Истцы своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные платежи.

Из материалов дела следует, что истцы не использовали свое право на приватизацию жилого помещения, о чем свидетельствуют ответы из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Двали (Шведчикова) М.Л. и Шведчикова Е.Л. от участия в приватизации квартиры отказались, о чем свидетельствуют нотариально удостоверенные отказы.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Согласно ч 2 п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Из технического паспорта на жилой дом по <адрес> , представленного ФФГУП «Ростехинвентаризацией» по г.Самаре следует, что единственным владельцем данного дома является Куйбышевский Дорстрой, сведений о принадлежности другому собственнику не имеется.

Из ответа ОАО «Самарадорстрой» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план приватизации и преобразование Государственного Самарского специализированного треста автодорожного строительства в акционерное общество открытого типа «Самарадорстрой», относящегося к федеральной собственности. Во исполнение данного решения ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению госимуществом Самарской области и Акционерным обществом открытого типа «Самарадорстрой» был заключен Договор -с о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в хозяйственное ведение. Согласно Перечню объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющемуся неотъемлемой частью Договора -с, в хозяйственном ведении ОАО «Самарадорстрой» были переданы жилые дома в <адрес>. Решением комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменений к плану приватизации акционерного общества «Самарадорстрой»» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе вышеуказанные жилые дома, были переданы в муниципальную собственность города Самары.

Однако, согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества г.о. Самара не состоит.

Из ответа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение <адрес> находящийся по адресу: <адрес>, в реестре имущества Самарской области не числится.

Из ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не числится.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Таким образом, при приватизации акционерного общества «Самарадорстрой» жилищный фонд, а именно <адрес>, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости, а следовало должен был быть включен в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Не включение спорного жилого дома в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данном доме, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из указанных норм закона, следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фондов в РФ».

Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Согласно ответу ОАО «Самарадорстрой» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что спорное жилое помещение находится на балансе ОАО «Самарадорстрой» без указания статуса (служебного).

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из представленных суду документов и пояснений представителя истцов в судебном заседании следует, что решения о включение жилого дома в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, органом местного самоуправления либо органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, не принималось.

Согласно данным технического паспорта, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 86,10 кв.м., жилую площадь – 49,40 кв.м.

Судом установлено, что при проведении первичной технической инвентаризации вышеуказанного жилого дома нумерация квартир осуществлялась с учетом их количества в доме, а не согласно ранее выданным ордерам.

Так из ответа Администрации Красноглинского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с планом-схемой <адрес> все помещения (квартиры) по <адрес> были пронумерованы дополнительно к установленной нумерации домов, в связи с чем произошла путаница при оформлении правоустанавливающих документов. После установления собственника (правообладателя) жилого помещения администрацией района будет выпущено распоряжение о присвоении ему адреса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию адресов при ведении классификатора адресов России и жилому помещению, занимаемому семьей Шведчиковых,, будет присвоен следующий адрес: <адрес>.

При данных обстоятельствах суд принимает во внимание данные, изложенные в документе первичного учета жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, суд считает, что истцы, как наниматели жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальную собственность г.о. Самара, имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.

В соответствии со ст. 218 п. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.

При этом отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования <адрес> на жилой <адрес> не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истцов в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шведчикова Л.Е., Шведчиковой Г.В. - удовлетворить.

Признать за Шведчиковым Л.Е., Шведчиковой Г.В. право общей долевой собственности (по 1\2 доли за каждым) на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью - 86,10 кв.м., жилой площадью – 49,40 кв.м. в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: О.А. Ермакова