18.01.2012 право собственности на землю



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «18» января 2012 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.,

при секретаре Стукаленко Т.Н.,

с участием представителя истца – Крыловой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дробышевой ТЭ к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Дробышева Т.Э. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок, указав в заявлении, что на основании решения Куйбышевского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, Комитетом по земельной реформе <адрес> ей было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>. Земельный участок был предоставлен ей в пожизненное наследуемое владение под садоводство. В последующем подлинник свидетельства Дробышевой Т.Э. был утрачен. Кроме того, в свидетельстве отсутствует дата выдачи документа, а также имеются разночтения в адресе объекта. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. Из-за отсутствия оригинала свидетельства на землю она лишена возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок и просит суд признать за ней право собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по вышеуказанному адресу, обязать ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> внести изменения в государственный земельный кадастр в части адреса земельного участка кадастровый номер <данные изъяты>, указав адрес: <адрес>

В судебном заседании представитель истца Дробышевой Т.Э. – Крылова Е.Г., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования уточнила и просила суд признать за ней право собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>, дала объяснения аналогичные вышеуказанным. Кроме того, пояснила суду, что границы земельного участка с соседними землепользователями согласованы, претензий по границам участка не имеется. Земельный участок в обороте не ограничен и из оборота не изъят, у Дробышевой Т.Э. участок не изымался, свидетельство на землю недействительным не признавалось.

Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений по <адрес>, в судебное заседание не явился представил суду письменный отзыв, в котором просит суд отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался неоднократно, причину неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования Дробышевой Т.Э. о признании права собственности на земельный участок обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Как следует из материалов дела, на основании Решения исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся от 14.08.1952 г. № 858 «О выделении земельных участков заводу КАТЭК и предприятию почтовый ящик № 208 под сады рабочих и служащих», Дробышевой Т.Э. в пожизненное наследуемое владение был предоставлен земельный участок площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>» – свидетельство на землю . Разрешенное использование земельного участка – для садоводства.

Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в базе данных Территориального отдела по состоянию на 1992–1998 г.г. содержится информация о предоставлении Дробышевой ТЭ земельного участка площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для садоводства, в пожизненное наследуемое владение, на основании Решения Куйбышевского горисполкома № 858 от 14.08.1952 г. – свидетельство .

Из представленного свидетельства о праве собственности на землю следует, что в свидетельстве , дата выдачи свидетельства не указана. Кроме того, в документах присутствует разночтение в указании адреса земельного участка.

Согласно свидетельства о праве собственности на землю , адрес владельца земельного участка Дробышевой Т.Ю. указан <адрес>, что совпадает с паспортными данными Дробышевой Т.Э. Согласно справки СНТ <данные изъяты>», Дробышева Т.Э. является владельцем дачного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Предоставление истцу земельного участка, осуществлялось в соответствии с требованиями земельного законодательства, действовавшего на момент его предоставления. Однако в связи с утерей свидетельства на землю, переоформление земельного участка в собственность, в порядке ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ, невозможно. Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует сведения о наличии зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>

Несмотря на отсутствие подлинника свидетельства , а также отсутствия указания в свидетельстве о дате выдачи и разночтений в адресе земельного участка, защита гражданских прав, в данном случае, осуществляется путём признания права – статья 12 Гражданского кодекса РФ, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае, какой-либо федеральный закон, ограничивающий права граждан на оформление в собственность земельных участков, ранее предоставленных в пожизненное наследуемое владение, не принимался.

Согласно п.п. 3, 9.1 ФЗ РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается; если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ на праве пожизненного наследуемого владения, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2001 г. № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в г Москве», в связи с жалобой гр. Близинской Т.В. следует, что по смыслу статьи 17 ч. 1, статьи 35 ч. 3 и статьи 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с соответствующим и международно-правовыми нормами, в отношении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками действует механизм защиты, гарантируемый ст. ст. 35, 45, 55 Конституции РФ. В отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. При этом исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

Суд считает, что отсутствие у Дробышевой ТЭ подлинника свидетельства о праве собственности на землю, не свидетельствует об отсутствии у неё прав на земельный участок и не может служить основанием для отказа в признании за ней права собственности на земельный участок, поскольку правообразующим документом является решение компетентного органа о первоначальном отводе земельного участка.

В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ), местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учётом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно плана установления границ земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> план границ согласован с Комитетом по земельным ресурсам по <адрес> и Управлением главного архитектора <адрес>. Границы участка согласованы с соседними землепользователями /владельцами и собственниками/. Земельный участок площадью 600 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учёт /кадастровый номер – <данные изъяты>/, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства. Адрес участка: <адрес> /л.д.37/.

Как следует из абз. 6 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. ФЗ от 30.12.2008 г. № 306-ФЗ), уточненные данные об объекте недвижимого имущества, в том числе о площади земельного участка и местоположении его границ, могут также вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, представленных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества или, если таким объектом недвижимого имущества является земельный участок, органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя такого объекта недвижимого имущества.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ (в ред. ФЗ от 30.12.2008 г. № 315-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ), защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Земельного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 30.12.2008 г. № 311-ФЗ), признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд находит требования Дробышевой Т.Э. о признании за ней права собственности на земельный участок правомерными.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. ФЗ от 30.12.2008 г. № 306-ФЗ), права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дробышевой Т.Э. удовлетворить.

Признать за Дробышевой ТЭ право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер – <данные изъяты>, относящийся по категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 23.01.2012 года.

Председательствующий Гиниятуллина Л.К.