142.04.2011 года о признании права собственности на гараж и земельный участок под ним.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего Нуянзиной С.В.,

с участием представителя истца Карпова К.Е., представителя третьего лица - Беляковой И.А.,

при секретаре Сережкиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску Селезневой О.Ю. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на гараж и земельный участок под ним,

У С Т А Н О В И Л:

Селезнева О.Ю. обратилась в суд к Министерству имущественных отношений <адрес> с требованиями о признании за нею права собственности на земельный участок и расположенный на нем капитальный гараж № площадью 21,50 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, указав, что на основании решения Красноглинского райисполкома <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации кооператива по строительству индивидуальных гаражей» ее отцу К.Ю.Р. был выделен земельный участок под строительство капитального гаража, который и был построен в ДД.ММ.ГГГГ году за домом № по <адрес> на его собственные денежные средства. Был создан гаражный кооператив №, преобразованный позже в НПГК №. На основании Решения Красноглинского райисполкома <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списка членов гаражного кооператива № <адрес>» ее отец являлся членом гаражного кооператива до ДД.ММ.ГГГГ, когда он был выведен из состава членов гаражного кооператива в связи со смертью, а она была принята в члены гаражного кооператива вместо отца на основании личного заявления о вступлении, и является членом НПГК № с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, списком членов НПГК №, справкой о членстве в НПГК №. Для регистрации права собственности на земельный участок и расположенный на нем гараж № ею были заказаны и изготовлены технический и кадастровый паспорта, межевой план на объект, расположенный по адресу: <адрес> площадью 21,5 кв.м. При обращении в Министерство имущественных отношений <адрес> ей было отказано. Данный отказ считает необоснованным, поскольку гараж № не является самовольной постройкой, построен в 1967 году. Гараж находится на земельном участке, выделенном для его постройки. Для подтверждения факта создания на земельном участке гаража в соответствии со строительными, санитарно-эпидемиологическими, пожарными нормами, она получила положительные заключения ЗАО фирма «Горжилпроект», отдела гигиены и эпидемиологии в <адрес>, Самарского филиала негосударственного учреждения науки «НИИ Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности». Во внесудебном порядке с учетом изложенных выше обстоятельств оформить свое право собственности на указанные объекты недвижимого имущества возможности не имеет.

В судебном заседании представитель истца Селезневой О.Ю, по доверенности Карпов К.Е. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердил.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление. Ходатайств об отложении дела не заявляли.

Представитель Администрации городского округа Самара, по доверенности Белякова И.А. возражала против удовлетворения исковых требований истца, пояснила, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих, что гараж № был возведен на основании выдачи разрешения на строительство. Объект капитального строительства - гараж № является самовольной постройкой. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что земельный участок занимаемый НПГК № был отведен последним в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представители Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Самарской области, НПГК № 303 в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены. Ходатайств об отложении дела не заявляли.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» и представитель НПГК № 303 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Выслушав представителя истца, третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Селезневой О.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 36, ч.1 ст. 46 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю, каждому гарантируется защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 29 ЗК РФ и п. 2 ч. 2 ст. 5.1, п. 11 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле» предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации кооператива по строительству индивидуальных гаражей» было принято решение о разрешении организовать кооператив № по строительству индивидуальных гаражей в квартале 13 <адрес>, предусмотренных в генеральном плане застройки квартала.

Решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было выделено место под строительство индивидуальных гаражей К.Ю.Р. на квартале 13 Управленческого городка на территории кооператива №.

<адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списка членов гаражного кооператива № <адрес>» был утвержден представленный руководством и завкомом моторного завода список граждан, включенных в гаражный кооператив № в <адрес>. К.Ю.Р. был включен в список под номером 29 (проектный номер гаража №), являющийся приложением к протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Из справки председателя НПГК № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Селезнева О.Ю. является владельцем гаража №, который расположен по адресу: <адрес> НПГК № (л.д. 31).

Из протокола № общего собрания НПГК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что был утвержден список членов НПГК №. Истец Селезнева О.Ю. включена в список под номером 18, гараж №.

Из справки отдела архитектуры администрации <адрес> г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что НПГК № является правопреемником кооператива по строительству индивидуальных гаражей № (л.д. 32).

Вышеуказанные решения были приняты в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками и соответствуют требованиям действующего законодательства и требованиям земельного законодательства, действующего на момент их предоставления, т.е. Земельного кодекса РСФСР от 1970 года.

Согласно ст. ст. 3, 12 Земельного кодекса РСФСР, вся земля находилась в собственности государства и предоставлялась в порядке отвода только в пользование, которое в свою очередь было бессрочным и временным. В силу ст. 11 указанного закона, бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока, а временное пользование до 3-х лет или от 3-х до 10 лет. В соответствии со ст. 17 указанного закона, приступить к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего права пользования землей, запрещалось. Как установлено судом, К.Ю.Р. уполномоченным органом было выделено место под строительство гаража, а именно о закреплении в бессрочное пользование и бесплатное пользование земли для строительства кооперативных гаражей на квартале-13 Управленческого городка на территории кооператива №.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что земельный участок для строительства гаражей был выделен К.Ю.Р. в установленном законом порядке, перечисленные выше решения никем не оспорены и недействительным не признаны, земельный участок, предоставленный К.Ю.Р. в бессрочное пользование, не изымался.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В период действия Земельного кодекса от 1970 г., земельные участки, выделенные предприятиям, организациям, учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования земель, за членами товариществ, кооперативов земельные участки закреплялись во вторичное пользование без ограничения определенным сроком (ст. 26 ЗК РСФСР).

Как следует из материалов дела, К.Ю.Р., согласно списку, утвержденному Председателем исполкома <адрес> Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ №, как члену гаражного кооператива № был предоставлен земельный участок для строительства гаража №.

Согласно сведениям Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по <адрес> информация о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - отсутствует.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества - гараж, согласно которому объекту недвижимости присвоен кадастровый номер: №, технический паспорт на гараж, подготовленный ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на земельном участке по адресу: <адрес> площадью 18,1 кв.м. (л.д. 51-56).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что земельный участок, предоставленный К.Ю.Р., используется по своему целевому назначению. Границы земельного участка согласованы с соседними землепользователями (л.д. 46 об.).

В соответствии с абз. 2 ч.7 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

Гараж № построен отцом истца в 1967 году, в соответствии с планом границ земельных участков под гаражи НПГК-303, расположен в ряду гаражей, в границах НПГК-303, места общего пользования не захвачены, имеет общую площадь 21,5 кв.м.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в пределах границ земельного участка, отведенного на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе мест под строительство индивидуальных гаражей».

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 9.1 вышеуказанного Закона РФ граждане, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность.

В силу п. 3 ст. 3 указанного выше Федерального закона РФ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Судом установлено, что спорный земельный участок сформирован, с отображением границ земельного участка, находится в постоянном (бессрочном) пользовании НПГК - 303, передан на данном праве первоначально К.Ю.Р., а в последующем истцу Селезневой О.Ю., как члену НПГК-303, выплатившему паевой взнос, участку присвоен адрес, места общего пользования не захвачены, границы земельного участка согласованы с соседними землепользователями, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка.

<адрес> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно плану границ земельных участков под гаражи НПГК-303 составляет 21,5 кв.м.

Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверки конституционности части второй статьи 16 Закона <адрес> "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Б.Т.В., установлено право граждан продолжить пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо переоформить имеющийся правовой титул на любой иной. При этом не исключалось как автоматическое изменением титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с не переоформлением имеющегося правового титула.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ, признание прав на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Из копии наследственного дела представленной суду следует, что после смерти К.Ю.Р., умершего ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело № по заявлению его Дочери Селезневой О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ ей же было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Другие наследники первой очереди после смерти К.Ю.Р. с заявлениями о принятии наследства не обращались (л.д. 107-113).

В соответствии со ст. 1152 ч. 2 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Оценивая в совокупности установленные выше обстоятельства и учитывая, что земельный участок сформирован, спора о границах земельного участка не существует, земельный участок представляет единое целое с земельным участком, предоставленным в бессрочное пользование, находится в границах земельного участка, предоставленного, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 21,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Спорный гараж был возведен на земельном участке, предоставленном под застройку гаражей в порядке, установленном действующим законодательством. Это подтверждается планом границ земельного участка.

Согласно заключению по инженерно-техническому обследованию помещения гаража № расположенного в НПГК №, выполненного ЗАО фирмой «Горжилпроект» состояние всех несущих и ограждающих конструкций гаража <адрес> работоспособное и пригодное к дальнейшей эксплуатации, неравномерных осадков фундаментов и трещин в стенах нет. Дальнейшая эксплуатация гаража возможна и безопасна (л.д. 57-63).

Из справки отдела гигиены и эпидемиологии <адрес> следует, что капитальный гараж № построенный на отведенном земельном участке по адресу: <адрес> <адрес> на момент обследования находится в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии и пригоден для использования по назначению (л.д. 70-72).

Из экспертного заключения Самарского филиала негосударственного учреждения науки «НИИ Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что гараж № по адресу: <адрес> пригоден для дальнейшего использования по своему функциональному назначению, на момент рассмотрения исключена возможность превышения значений допустимого пожарного риска, при условии соблюдения в процессе эксплуатации обязательных требований «Правил пожарной безопасности в РФ» (л.д. 64-69).

Сведения о регистрации прав третьих лиц на гараж принадлежащий истцу согласно предоставленных ответов отсутствует.

Спорный гараж поставлен на технический и кадастровый учет, что подтверждается копиями технического и кадастрового паспортов.

Таким образом, судом установлено, что гараж, принадлежащий в настоящее время Селезневой О.Ю. построен в соответствии с решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на отведенном для этой цели в установленном законом порядке земельном участке, нарушения градостроительных и строительных норм не установлено, а также не создает угрозу жизни и здоровья граждан.

П. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и (или) отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

Из представленных суду документов на спорный гараж, отсутствует только акт ввода объекта в эксплуатацию. Из показаний в судебном заседании представителя истца, следует, что неоднократно они обращались в администрацию города и района об издании постановления о вводе в эксплуатацию, однако им было отказано.

В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретаю право собственности на указанное имущество.

Судом установлено, что Селезнева О.Ю. является членом НПГК №, паевой взнос выплачен полностью, является единственным наследником первой очереди после смерти К.Ю.Р., принявшим наследство.

Таким образом суд не находит оснований для отказа истцу в иске, в связи с чем его исковые требования являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Селезневой О.Ю. удовлетворить.

Признать за Селезневой О.Ю. право собственности на земельный участок площадью 21,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>.

Признать за Селезневой О.Ю. право собственности на объект недвижимого имущества - гараж <адрес>) площадью 18,1 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий _______________________