11.04.2011 года об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления - решение.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего Нуянзиной С.В.,

с участием заявителя Наумовой Л.Г., представителя органа местного самоуправления, чьи действия оспариваются - Беляковой И.А.,

при секретаре Сережкиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Наумовой Л.Г. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Наумова Л.Г. обратилась в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, просила признать неправомерным бездействие Администрации Красноглинского района, создающим препятствие к осуществлению ее права, возникающего из договора управления многоквартирным домом в силу ст. 8, ч. 1, п. 1 ГК РФ; о возложении на администрацию Красноглинского района обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, и уведомить ее о его результатах и условиях договора управления. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу. По ее мнению, в доме по указанному адресу собственниками помещений никогда не выбирался способ управления домом, в то же время, Администрация Красноглинского района г. Самары уклоняется от проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, а в случае, если такой конкурс проводился, не уведомили собственников помещений дома о его результатах и условиях договора управления многоквартирным домом. Учитывая, что ею исправно оплачиваются коммунальные услуги по указанным в квитанциях на оплату счетам. По ряду вопросов управления многоквартирным домом ею неоднократно направлялись письменные обращения в Администрацию Красноглинского района, однако ее обращения не были зарегистрированы и переданы на рассмотрение соответствующему должностному лицу, в связи с чем ею ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Красноглинского района была подана жалоба, поскольку на обращениях и ответах не указаны входящие и исходящие регистрационные номера, а также не были указаны фамилии лиц, их рассмотревших. Многоквартирным домом, в котором она проживает, управляли несколько организаций: КЖКХ Красноглинского района, ООО «Самаражилкомхоз», ООО «Самаражилкомсервис», ОАО «Мой город». Считает неправомерной ликвидацию КЖКХ Красноглинского района, в связи с чем на ее обращение в Администрацию района ей был ДД.ММ.ГГГГ дан ответ об отсутствии документов о реорганизации указанной организации. Также ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ООО «Жилкомсервис» о предоставлении ей возможности ознакомления с документами относительно управления указанным многоквартирным домом, однако получила устный отказ и обратилась с аналогичным заявлением в Администрацию района. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ ей впервые стало известно, что именно ООО «Жилкомсервис» по итогам открытого конкурса стало управляющей компанией по обслуживанию спорного жилого дома. А из ответа от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что функции управления многоквартирным домом перешли к ОАО «Мой город». В то же время, считает незаконными действия Администрации района по проведению открытого конкурса, результатом которого стал выбор в качестве управляющей компании ООО «Жилкомсервис», а также неполными и не соответствующими требованиям закона обстоятельства, изложенные в указанном ответе. В результате чего она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию района с заявлением об ознакомлении с документами, подтверждающими факт уведомления собственников жилого дома относительно результатов конкурса по выбору в качестве управляющей компании ООО «Жилкомсервис», на что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ получила ответы, не являющиеся по сути ответами на ее обращение. Также в ответах Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не указано, на каком основании управляющей компанией стало ОАО «Мой город». Из последующих ответов из Администрации района следует, что указанная управляющая компания выбрана решением общего собрания собственников дома, а также разъяснено право на обращение за более подробной информацией по данному вопросу в саму управляющую компанию. Ответа из ОАО «Мой город» по изложенным выше вопросам она не получила. Считает, что если Администрация района направляет ее для ознакомления с указанными документами в управляющую организацию, то общего собрания собственников дома по вопросу выбора управляющей компании не было. В настоящее время ей стало известно, что управляющей организацией по управлению многоквартирным домом, собственником помещения в котором она является, выбрано ООО «Электрощит». Сообщения о проведении общего собрания собственников, соответствующего требованиям норм Жилищного кодекса, она не получала. В связи с этим ею было подано обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию района с просьбой о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации. Считает, что Администрация Красноглинского района создает препятствия к осуществлению ею права, возникающего из договора управления многоквартирным домом, поскольку в настоящее время домом никто не управляет и договор заключить не с кем. Полученные же ею ответы из администрации района не являются ответами по существу на ее обращения.

В предварительном судебном заседании заявитель Наумов Л.Г. ранее заявленные требования уточнила, просила признать неправомерными: фактический отказ Администрации Красноглинского района в ознакомлении ее с документами о ликвидации КЖКХ Красноглинского района и о назначении управляющей организацией по управлению многоквартирным домом ООО «Самаражилкомхоз»; не уведомление ее Администрацией района о результатах открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в администрации Красноглинского района, победителем которого, как стало известно в 2010 году, стала организация ООО «Жилкомсервис», и об условиях договора управления; не проведение администрацией Красноглинского района открытого конкурса по отбору управляющей организации после ликвидации управляющей организации ООО «Жилкомсервис»; фактический отказ Администрации Красноглинского района в ознакомлении ее с протоколом общего собрания собственников помещений дома, на котором как утверждает Администрация Красноглинского района в своих ответах на ее обращения, была выбрана управляющая организация ОАО «Мой город»; о признании указанных действий (бездействия) Администрации Красноглинского района создающими препятствия к осуществлению ее права, возникающего из управления многоквартирным домом, который она не имеет возможности заключить с управляющими организациями; о возложении на Администрацию Красноглинского района обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом <адрес> и уведомить ее о его результатах и об условиях договора управления; о признании неправомерными действий (бездействия) Администрации Красноглинского района в связи с не регистрацией ее обращений и ответов на них, а также в связи с не рассмотрением по существу ее обращений соответствующим должностным лицом.

Заявитель Наумова Л.Г. в судебном заседании поддержала уточненные требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные вышеуказанным. Пояснила также, что с момента, когда ей из ответов Администрации Красноглинского района стало известно о нарушении ее прав, указанных в заявлении, и до момента обращения в суд указанным заявлением о защите этих прав прошло более трех месяцев, поскольку о смене управляющих компаний ей было известно из квитанций об оплате за коммунальные услуги, а также из ответов Администрации района, полученных ею в период с ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо причин, свидетельствующих об уважительности причины пропуска, заявителем указанного срока назвать не может.

Представитель органа местного самоуправления, действия которого оспариваются - Администрации Красноглинского района городского округа Самара на основании доверенности - Белякова И.А. в судебном заседании заявила возражения относительно пропуска заявителем Наумовой Л.Г. установленного федеральным законом срока обращения в суд, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав Наумовой Л.Г. стало известно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако заявление об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления датировано ДД.ММ.ГГГГ (поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, заявителем пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обжалования указанных действий (бездействия), а причины, которые можно было бы расценить в качестве уважительных, заявителем не приведены. По существу же заявленных требований поддержала позицию, изложенную в отзыве, из которой следует, что Администрация Красноглинского района в силу Устава городского округа Самара на является органом местного самоуправления, не наделена полномочиями в области управления муниципальным жилищным фондом, ни ОАО «Мой город», ни ООО «УЖК «Электрощит»» в качестве управляющей организации не назначала, указанными в заявлении Наумовой Л.Г. документами не располагает, о чем и было неоднократно разъяснено заявителю на ее обращения, а порядок регистрации ее жалоб, ответов на них и порядка работы с обращениями неоднократно обжаловался заявителем Наумовой Л.Г. в суд, однако нарушения ее прав и законных интересов судом установлено не было, в связи с чем просила в удовлетворении заявленных Наумовой Л.Г. требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, суд признает требования заявителя Наумовой Л.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 33, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Каждому гарантируется защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, к действиям (бездействию) должностных лиц, органов местного самоуправления, муниципального служащего относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. ст. 8, 9, 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения. Обращение подлежит обязательному рассмотрению.

Однако указанный выше федеральный закон не содержит положений о том, каким образом, в какой форме, на каком носителе должны быть зарегистрированы поступившие от граждан обращения, а также направленные в их адрес уведомления о переадресации жалоб.

Как следует из ст. 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В силу ст. 22 Устава городского округа Самара, Администрация района не входит в структуру органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ответами администрации Красноглинского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ на обращения Наумовой Л.Г. по вопросам предоставления возможности ознакомления с документами, о доступе к информации относительно проведения открытых конкурсов и выбора в качестве управляющих компаний - ООО «Жилкомсервис», ОАО «Мой город» и ООО «УЖКК «Электрощит»» - в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, разъяснялись как порядок предоставления указанной информации, так и организации, в чьи полномочия входит предоставление заявителю такой информации. Разъяснялось также, что Администрация района не правомочна выполнить требования заявителя относительно указанных вопросов, касающихся порядка и способа выбора управляющей компании, хранения у себя необходимых документов и способствования Наумовой Л.Г. в осуществлении ее права на заключение договора управления многоквартирным домом.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием к обращению гражданина в суд, лежит на органе, который совершил оспариваемое бездействие.

Таким образом, по мнению суда, не имеется оснований считать, что обращения Наумовой Л.Г. относительно изложенных в заявлении вопросов в Администрации Красноглинского района городского округа Самара не были рассмотрены по существу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанными в заявлении действиями (бездействием) Администрации Красноглинского района городского округа Самара какие-либо права и свободы заявителя Наумовой Л.Г. не нарушены, как не создавалось и не создается препятствий к осуществлению ею прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами, а также Гражданским и Гражданско-процессуальным Кодексами РФ, в частности, права, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ.

Доводы же заявителя Наумовой Л.Г., изложенные в заявлении, дополнениях к нему, а также приведенные в судебном заседании, суд, с учетом изложенного, признает несостоятельными, не нашедшими своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось заявителем Наумовой Л.Г., что о нарушении защищаемых ею прав ей стало известно до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обращение с соответствующим заявлением в суд истек ДД.ММ.ГГГГ, однако заявление об оспаривании отказа подано в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 1 месяц после истечения предусмотренного ГПК срока на обращение в суд. Каких-либо причин пропуска указанного срока, расцениваемых заявителем как уважительные, она не привела.

На основании изложенного, суд считает установленным факт пропуска заявителем Наумовой Л.Г. установленного Законом трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании указанных в заявлении действий (бездействия) Администрации Красноглинского района городского округа Самара.

Согласно ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке.

Таким образом, в удовлетворении требований Наумовой Л.Г. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, следует отказать в том числе и в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 152, 194-199, 254-256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Наумовой Л.Г. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий _____________________