15.08.2011 по протесту Самарского межрайонного природоохранного прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 15 августа 2011 года

Судья Красноглинского районного суда г.Самары Самарина Е.Г., рассмотрев протест Самарского межрайонного природоохранного прокурора Барановой Н.И. на постановление старшего госинспектора отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР по Самарской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Зеленова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении КДИ и решение руководителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ПВА от ДД.ММ.ГГГГ по протесту Самарского природоохранного прокурора на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении КДИ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР по Самарской области в отношении КДИ был составлен протокол об административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Постановлением старшего госинспектора отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР по Самарской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства в отношении КДИ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ применено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Самарским межрайонным природоохранным прокурором БНИ в адрес руководителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ПВА ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест на указанное постановление. Решением руководителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, протест без удовлетворения.

Самарский природоохранный прокурор БНИ обратилась в суд с протестом, из которого следует, что постановление старшего госинспектора отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Средневолжского территориального управления Росрыболовства ЗВА от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении КДИ вынесено с нарушением требований действующего законодательства и подлежит отмене, решение руководителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ПВА от ДД.ММ.ГГГГ по протесту Самарского природоохранного прокурора на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении КДИ отменить как незаконное, признать решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В судебное заседание представитель Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры протест на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении КДИ и решение по протесту Самарского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ полностью поддержал, просил его удовлетворить.

В судебное заседание представитель Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил письменный отзыв, согласно которого просит постановление старшего государственного инспектора отдела по Самарской области ЗВА по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КДИ к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ и последующее решение от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Изучив материалы дела, суд считает, что протест Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении КДИ и решение по протесту Самарского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из материалов дела, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17.40 часов КДИ на реке Волга пр-ка Шерчок т/б Авиатор в запретный период производил лов водных биоресурсов запрещенными орудиями лова сетью ячеей 45 мм и длиной 50 м.

В соответствии с ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом «а» п. 29 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 13.01.2009 года № 1, при любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение сетей всех типов.

Согласно п. 30.31.2 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 13.01.2009 года № 1, запретным сроком (периодом) добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Самарской области является с 15 апреля по 15 июня – всеми орудиями лова, за исключением одной поплавочной или донной удочкой с берега с общим количеством крючков не более 2 штук на орудиях лова у одного гражданина.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства, при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста ил и на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо, когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

Кроме того, согласно п. 6 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания.

При рассмотрении административного производства в нарушении ст. 26.2 КоАП РФ не была произведена оценка собранных доказательств с точки зрения их совокупности, при составлении постановления об административном правонарушении не устанавливались фактические данные о наличии в действиях КДИ признаков преступления, а именно являлось ли орудие лова способом массового истребления водных животных, осуществлялась ли незаконная добыча водных биологических ресурсов в местах нереста или на миграционных путях к ним, является ли данный водный объект водным объектом рыб хозяйственного значения, применялась ли лодка в качестве самоходного транспортного плавающего средства. Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие исследования свойств запрещенного орудия лова водных биологических ресурсов. При установлении вышеуказанных обстоятельств совершения противоправного деяния в действиях КДИ усматриваются признаки преступления, предусмотренного п. «б,в» ч.1 ст. 256 УК НРФ, а именно незаконная добыча водных биологических ресурсов с применением иных способов массового истребования водных животных в местах нереста или на миграционных путях к ним.

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержат признаки преступления, предусмотренного ч.2 ст. 253 УК РФ или ст. 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности, когда не используются способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании ч.2 ст. 14 УК РФ.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 года №14 в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. В частности, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Проанализировав установленные выше обстоятельства, учитывая, что при привлечении физического лица к административной ответственности не соблюден установленный законом порядок, не выяснены имеющие существенное значение обстоятельства административного правонарушения, в том числе виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах административного производства обстоятельства применения самоходного транспортного плавающего средства либо иных способов массового истребления водных животных, а также места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации) не выяснены, суд считает, что постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КДИ к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ и последующее решение руководителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и подлежащими отмене.

Руководствуясь ст.ст. 25ю.11, 30.1-30.5, 30.9, 30.10 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КДИ к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ и решение руководителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Судья: Е.Г. Самарина