Р Е Ш Е Н И Е По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г.Самара 12 сентября 2011 года Судья Красноглинского районного суда г. Самары Гиниятуллина Л.К., рассмотрев жалобу директора МОУ школы № г.о. Самара на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении главным государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – начальником отдела надзорной деятельности г.о. Самара подполковником внутренней службы ЯИФ юридическое лицо – МОУ СОШ № г.о. Самара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ, на него было наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Из вышеуказанного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 часов в помещениях МОУ СОШ № г.о. Самара по адресу: <адрес> допустило нарушения требований пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18 июня 2003года, введенных в действие с 30 июня 2003г., зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2003г., регистрационный номер 4838 (ППБ 01-03), строительных норм и правил СНиП 21-01-97*, принятые и введенные в действие с 01.01.1998 года постановлением Минстроя России от 13.02.1997 года № 18-7, а именно люки, ведущие на кровлю не противопожарные (не имеют требуемого предела огнестойкости) – нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 5.14; на путях эвакуации допускается применение горючих материалов (масляная краска) для отделки, облицовки и окраски стен на путях эвакуации – нарушение: ППБ 01-03 п.п. 3; 53; СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Директор МОУ МСОШ № г.о. Самара МИА обратилась в суд с жалобой на указанное выше постановление, в которой просит постановление признать незаконным и отменить его, ссылаясь на то, что оно было принято с нарушением порядка привлечения к административной ответственности, а именно указала, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела надзора деятельности Красноглинского района г.о. Самара государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору КАГ была проведена проверка в МОУ СОШ № г.о. Самара, в результате которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно светильники не оборудованы стеклянными колпаками (рассеивателями); соединение жил электропроводов выполнены методом скрутки, что нашло отражение в акте проверки №, предписании №, в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, в протоколе № об административном правонарушении, в постановлении № о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно предписания № срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности был определен – ДД.ММ.ГГГГ. Назначенный постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> административный штраф в размере <данные изъяты> рублей был оплачен, о чем свидетельствует чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом нарушения были устранены. ДД.ММ.ГГГГ согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МОУ СОШ № г.о. Самара была проведена внеплановая проверка с целью контроля выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ предписание № выполнено в полном объеме. В ходе указанной проверки инспектор в акте указал на следующие нарушения требований пожарной безопасности – люки, ведущие на кровлю не противопожарные (не имеют требуемого предела огнестойкости) – нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 5.14; на путях эвакуации допускается применение горючих материалов (масляная краска) для отделки, облицовки и окраски стен на путях эвакуации – нарушение: ППБ 01-03 п.п. 3; 53; СНиП 21-01-97* п. 6.25*. После проведенной проверки, вместе с актом № от ДД.ММ.ГГГГ был вручен протокол № об административном правонарушении и определение о передаче протокола на рассмотрение по подведомственности. Никаких предписаний по устранению допущенных нарушений с указанием срока исполнения выдано не было. Впоследствии постановлением № МОУ СОШ № г.о. Самара было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. В судебном заседании директор МОУ СОШ № г.о. Самара МИА поддержала доводы, изложенные в жалобе, пояснила, что с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей не согласна, поскольку при проведении плановой проверки данные нарушения не были указаны, никакого предписания по устранению допущенных нарушений с указанием срока исполнения не выдавалось. В связи с тем, что для устранения указанных нарушений требуется определенное время и денежные средства, при наличии предписания все выявленные нарушения требований пожарной безопасности были бы устранены в указанные сроки. Государственный инспектор г.о. Самара по пожарному надзору – инспектор отдела надзорной деятельности <адрес> г.о. Самара старший лейтенант внутренней службы КАГ возражал против доводов жалобы директора МОУ СОШ № г.о. Самара, считая Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным обоснованно, поскольку, правонарушения, предусмотренные ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ имели место, должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, в ходе проверки были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, в связи с чем в отношении МОУ СОШ № г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №, а ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. При проведении плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ, нарушения, за которые школа была оштрафована на 150000 рублей действительно имели место, однако по его невнимательности выявленные нарушения не были указаны в акте проверки и не были включены в предписание. Выдача предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на является обязательной процедурой и производится на усмотрение государственного инспектора по пожарному надзору, производившему проверку уровня обеспечения пожарной безопасности юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности. Изучив материалы дела, суд считает, что жалоба директора МОУ СОШ № г.о. Самара на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с п.п. 1,3 ч 1 ст. 26.1 КоАП РФ, наряду с другими обстоятельствами по делу, наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении подлежат доказыванию. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, показаниями свидетелей, показаниями специальных технических средств, заключениями эксперта, иными документами. Согласно п.35 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 517 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности", при осуществлении плановой проверки (документарной и выездной) проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе: выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска; выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов; готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара; создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами; наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания обязательных требований пожарной безопасности в пределах компетенции; наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности; наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям; разработка для производств планов тушения пожаров; наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними. Из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела надзора деятельности <адрес> г.о. Самара государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору КАГ была проведена проверка в МОУ СОШ № г.о. Самара, в результате которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно светильники не оборудованы стеклянными колпаками (рассеивателями); соединение жил электропроводов выполнены методом скрутки, что нашло отражение в акте проверки №, предписании №. Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности установлен – ДД.ММ.ГГГГ Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МОУ СОШ № г.о. Самара была проведена внеплановая проверка. Предметом настоящей проверки являлось выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ устранено в полном объеме. Однако в ходе указанной проверки инспектор в акте указал на следующие нарушения требований пожарной безопасности – люки, ведущие на кровлю не противопожарные (не имеют требуемого предела огнестойкости) – нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 5.14; на путях эвакуации допускается применение горючих материалов (масляная краска) для отделки, облицовки и окраски стен на путях эвакуации – нарушение: ППБ 01-03 п.п. 3; 53; СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Согласно п.46 вышеуказанного Приказа МЧС РФ, основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства; 2) поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки; 3) распоряжение начальника органа ГПН, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Согласно п. 70 Приказа МЧС РФ, в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны): 1) выдать предписание (предписания) по устранению нарушений с указанием сроков их устранения и (или) предписание по снятию с производства; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору. Период проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности и предписания по снятию с производства устанавливается государственным инспектором по пожарному надзору с учетом сроков устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности и срока давности привлечения к административной ответственности. В судебном заседании инспектор КАГ пояснил, что нарушения, которые были указаны при внеплановой проверке, имели место на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ, однако по его ошибке они не были указаны в акте проверки и не были включены в предписание № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ никакого предписания по устранению допущенных нарушений с указанием срока исполнения не выдавалось. Доводы инспектора КАГ о том, что выдача предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на является обязательной процедурой и производится на усмотрение государственного инспектора по пожарному надзору, производившему проверку уровня обеспечения пожарной безопасности юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности, суд считает необоснованными, поскольку выдача предписания по устранению нарушений с указанием сроков их устранения является обязательным, в соответствии с п. 70 Приказа МЧС РФ. При таких обстоятельствах у суда имеются основания для отмены постановления главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара подполковника внутренней службы ЯИФ о признании МОУ СОШ № г.о. Самара виновным в нарушении требований ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Постановление главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении МОУ СОШ № отменить, производство по делу прекратить, удовлетворив жалобу директора МОУ школы № г.о. Самара. Судья: Л.К. Гиниятуллина