о взыскании задолженности по оплате за электрическую энергию



Дело № 11-61/2011

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11.05.2011 года

Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Куликовой И.И.,

с участием представителя истца по доверенности Мишиной М.В.,

при секретаре Гайдукевич Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице представителя Мишиной М.В. на решение мирового судьи судебного участка № 20 Краснофлотского района г. Хабаровска от 02.02.2011г. по иску ОАО «ДЭК» к Верещака Светлане Моисеевне о взыскании задолженности по оплате за электроэнергию, пени,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «ДЭК» обратилось в суд с иском к Верещака С.М. о взыскании задолженности по оплате за электроэнергию за период с декабря 2009г. по январь 2010г. включительно, в сумме ... руб., пени в сумме ... руб., ссылаясь на то, что с ответчиком, проживающим по **** заключен публичный договор энергоснабжения, согласно которому абонент Верещака С.М. пользуется электрической энергией, оплату за пользование которой, ответчик в полном объеме не производит.

Решением мирового судьи судебного участка № 20 Краснофлотского района г. Хабаровска от 02.02.2011г. в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять новое решение удовлетворив заявленные требования истца, уменьшив их до ... руб. и пени ... руб., ссылаясь на то, мировым судьей неправильно применены нормы материального права, выводы мирового судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель истца Мишина М.В. иск и апелляционную жалобу поддержала, просит их удовлетворить, суду пояснила об изложенном в иске и апелляционной жадобе, дополнив, что общедомовой прибор учета был установлен в соответствии с действующим законодательством, данный прибор учета был установлен на опоре, в связи с чем, он не входит в общее имущество многоквартирного дома, а потому они не обязаны были извещать собственников многоквартирного дома об установлении данного прибора учета, при этом подтвердив, что установка данного прибора учета затрагивает интересы собственников МКД. Кроме того, выводы мирового судьи о том, что прибор учета установлен с нарушением законодательства, без уведомления собственников многоквартирного жилого дома не соответствует действительности, т.к. собственники МКД были извещены путем расклеивания информационных писем на подъездах и направления информационных писем с пакетом счет-квитанций, однако документальных доказательств этому не имеется. При установке общедомового прибора учета интересы собственников представляла управляющая организация, которая в соответствии с договором на управление многоквартирным домом уполномочена на управление и содержание общего имущества многоквартирного дома. Данными о том, все ли квартиры в данном жилом доме оборудованы индивидуальными приборами учета, не располагает.

Ответчик Верещака С.М. в судебное заседание не явилась, извещалась по адресу указанному в материалах дела, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что 24.03.2009года, на опоре по адресу ****, с участием представителей Энергосбыта и управляющей организации ООО Управляющей компании Северный округ», под управлением которой находится данный многоквартирный жилой, был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии для использования в качестве расчетного при оплате электроэнергии, что подтверждается Актом № от 24.03.2009г. (л.д. 44).

В силу ч.1,2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Согласно ч.1ст.36 и ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме. В нормативном единстве с указанными правовыми нормами находится и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, закрепляющая, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 указанных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил. Таким образом, порядок расчета платы за электрическую энергию предусмотрен как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствие.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Из смысла данной нормы следует, что оборудование общедомовыми приборами учета многоквартирных домов осуществляется одновременно с оборудованием индивидуальными приборами учета.

Судом установлено, что согласно доводов ответчика, изложенных в жалобе на заочное решение мирового судьи, оплату за пользование электроэнергией она производит в полном объеме, согласно индивидуального прибора учета (счетчика), задолженность по общедомовому прибору учета образовалась в связи с тем, что две квартиры ... в их доме не оборудованы индивидуальными приборами учета (счетчиками).

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вышеуказанные доводы ответчика истцом не опровергнуты, доказательств тому, что все квартиры данного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, истцом суду не представлено.

В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и б настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов утверждена Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Согласно этой формы, организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов.

Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении ОАО «ДЭК» при установке общедомового прибора учета требований действующего законодательства по обсуждению этого вопроса с жильцами дома ****, где такой прибор был установлен. Доводы истца о том, что его обязанности ограничивались оповещением жильцов, а также о том, что собственники были уведомлены о предстоящей установке общедомового прибора учета, как и о том, что лицом уполномоченным на представление интересов собственников МКД при установке общедомового прибора учета являлась управляющая компания, являются несостоятельными.

Кроме того, в соответствии с п.п. 1.5. ст. 3 Постановление Правительства Хабаровского края от 30.07.2009 № 222-ПР «Об утверждении Адресной программы Хабаровского края поэтапного перехода на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 год и на перспективу до 2012 года» в 2010 году общедомовыми приборами учета в городе Хабаровске должны быть оборудованы лишь 7 многоквартирных домов. Также в соответствии с п. 6 указанной адресной программы документами, подтверждающими выполнение мероприятий Программы, являются акты выполненных работ по форме КС-2 в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, обязанность по установке общедомовых приборов учета возникает лишь с 01.01.2012 г. Установленный общедомовой прибор учета должен быть зарегистрирован в уполномоченным органе по форме КС-2. Отсутствие данной регистрации не позволяет использовать его как расчетный. В данном случае действия ОАО «ДЭК» по оборудованию дома общедомовым прибором учета не были произведены в соответствии с указанными положениями закона, напротив, повлекли нарушение положений закона в части несоблюдения интересов жильцов и процедуры установки и регистрации прибора.

Помимо этого, в соответствии с формулой 9, являющейся приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, данная формула используется при определении размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета и частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета для холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения. Формула 9 учитывает объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме виде коэффициента.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 25,26 таблица 8 Приложения к Правилам). Таким образом, размер платы учитывает технически неизбежные и обоснованные потери, в том числе электрической энергии, и затраты на общедомовые нужды. Правилами установлено, что в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии, исходя из расчета расхода на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества в многоквартирном доме, а при наличии стационарных электрических плит – также для приготовления пищи.

В соответствии со ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. По смыслу указанной нормы, количество электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды каждым абонентом в жилом доме, должно рассчитываться по фактически потребленным объемам с учетом разделения на всех жильцов. Истцом не представлены доказательств о фактическом потреблении электроэнергии потребителем.

В судебном заседании установлено, что общедомовой прибор учета, которым оборудован многоквартирный ****, был установлен в нарушение предусмотренной процедуры, в том числе процедуры регистрации, что не позволяет использовать его как расчетный. Также суду не представлено доказательств, подтверждающих надлежащую фиксацию показаний общедомового прибора учета, позволяющую сопоставить произведенные начисления с ресурсами, фактически потребленными каждым абонентом, как того требует закон.

При таких обстоятельствах требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мировым судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства и подлежащие применению нормы материального права, исследованы все представленные сторонами доказательства и дана им правовая оценка, выводы мирового судьи мотивированны, а принятое им решение является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 20 Краснофлотского района г. Хабаровска от 02.02.2011 года по иску ОАО «ДЭК» к Верещака Светлане Моисеевне о взыскании задолженности по оплате за электроэнергию, пени - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «ДЭК» - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья:

Копия верна: судья Куликова И.И.