РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2010г. дело № 2 – 1756\2010
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Кадакиной С.Н.,
при секретаре Крюк А.А.,
с участием заявителя Будяк А.А. и ее представителя по доверенности Ягодина П.В., представителя заинтересованного лица Администрации г. Хабаровска по доверенности Рябовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Будяк Альбины Алексеевны на неправомерные действия (бездействия) Администрации г. Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Будяк А.А. обратилась в суд с заявление о признании неправомерными бездействия администрации г.Хабаровска по не исполнению законов и законодательства РФ по не оформлению документов по дому<адрес> в связи с изменением статуса жилого дома в силу закона, которую просит обязать произвести оформление документов по изменению статуса дома с «общежития» на «многоквартирный жилой дом», указав в его обоснование, что проживает как собственник с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имеющего статус общежития. С принятием ФЗ «189-ФЗ от 29.12.2004г., согласно статьи 7 которого к отношениям по пользованию жилыми помещениями, ранее находящихся в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы вступившего в силу с 01.03.2005года ЖК РФ о договоре социального найма. В нарушение указанного закона администрация г.Хабаровска не оспаривая утраты статуса общежития данного дома, не произвела необходимых работ по внесению в технические документы данных изменений, что влияет на оплату за жилье и коммунальные услуги, которые берутся по нормативам жилья, расположенного в жилом доме - «общежитие» и утверждаются Мэром г.Хабаровска, что значительно выше, чем аналогичные тарифы по социальному жилью. Администрация г.Хабаровска действует согласно Устава МО ГО г.Хабаровска - собственника спорного жилого дома, заключает договор с управляющей компанией по обслуживанию спорного дома СЗ по общежитиям (<адрес>), по поднятому вопросу задействован МУП РКЦ г.Хабаровска ( <адрес>), ведение техучета и выдачу техпаспортов осуществляет ХКГУП ТИ и ОИ подразделение по г.Хабаровску (<адрес>). Все указанные организации производят работы с ведома Администрации г.Хабаровска. Поэтому ссылки на то, что в техпаспорте спорного дома указан статус жилого дома как общежитие являются не обоснованными, поскольку УТИ г.Хабаровска не имеют права самостоятельно менять статус спорного дома, что делается по решению местного самоуправления, действующего в интересах МО ГО г.Хабаровск и граждан г.Хабаровска. В данном случае требования ст. 7 ФЗ №189-ФЗ от 29.12.2004г. могут быть реализованы только активными действиями администрации г.Хабаровска.
Заявитель Будяк А.А. и её представитель Ягодин П.В. в судебном заседании поддержали заявление по основаниям, изложенным в нем, уточнив которые, просят признать неправомерными бездействия администрации г.Хабаровска по не исполнению законов и законодательства РФ по не оформлению документов по дому <адрес> в связи с изменением статуса жилого дома в силу закона и обязать администрацию г.Хабаровска произвести оформление документов по изменению его статуса с «общежитие» на «многоквартирный жилой дом», для чего обязать Мэра г.Хабаровска издать необходимые постановления, закрепляющие требование ст.7 ФЗ 189-ОФЗ от 29.12.2004г. об отмене статуса «общежитие» с <адрес> и установлении статуса спорного жилого дома как многоквартирного жилого дома с его включением в Реестр многоквартирных домов МО ГО г.Хабаровска с опубликованием постановлений в средствах массовой информации, дополнив, что администрация г.Хабаровска в лице первого зама Мэра г.Хабаровска В.А.Н. признала, что спорное здание утратило статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. При этом в техническом паспорте дома указано, что данное здание является общежитием, поэтому в соответствии со ст.156ЖКРФ и договором управления начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения гражданам, проживающим по <адрес> производится в соответствии с приложением 2 постановления Мэра г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ Считают действия Мэра г.Хабаровска незаконными, нарушающими закона РФ по переводу спорного дома из специализированного жилищного фонда в обычный (социальный) фонд МО ГО г.Хабаровска. Согласно ст. 17ч.4 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется в соответствием требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями). Как видно из указанного документа порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащим гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах и порядок пользования жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения - существенно различен. В соответствии со ст.ст.92,100ЖКРФ Правительство РФ своим постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Согласно п.З указанных Правил отнесение спорного дома к специализированному жилищному фонду не допускается. Поскольку с 01.03.2005г. спорный дом утратил статус «общежитие» в силу Закона, то согласно правил отнесения жилого помещения (в данном случае жилого дома согласно ст.16ЖКРФ) возможно только после исполнения требований данных Правил с последующей регистрацией такового в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течении трех рабочих дней с даты принятия решения уполномоченным органом. Никакой регистрации в Росреестре того, что спорный дом отнесен в соответствии с законом к специализированному жилищному фонду не произведено. Несмотря на то, что по решению Краснофлотского суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ Будяк А.А. приватизировала свое жилье, она продолжает временно проживать в общежитии, что ущемляет ее жилищные права. Согласно ст.249ч.1ГПКРФ обязанность доказывания законности своего бездействия возложена в данном случае на Администрацию г.Хабаровска. Считают, что в данном случае нарушено право Будяк А.А. на производство оплаты за содержание и ремонт жилья по нормативам и тарифам, определенным Мэром г.Хабаровска для социального жилья, как зарегистрированной по месту жительства в «общежитии».
Представитель Администрации г. Хабаровска Рябова Е.В. в судебном заседании заявленные Будяк А.А. требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ общежитие на <данные изъяты> мест по <адрес> принято в эксплуатацию с передачей в муниципальную собственность на основании «Положения по определению пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности». Как объект недвижимости в ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр муниципальной собственности, значится и используется как общежитие. Администрация города Хабаровска, выступая по деле в качестве органа, действия второго обжалуются, считает, что общежитие по <адрес> с момента его строительства, передачи в муниципальную собственность, зарегистрировано и используется как общежитие. Заявитель ссылается на ст. 7 ФЗ №189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в соответствии с положениями которой, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Статьями 60,62 ЖК РФ установлено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры), которое было предоставлено собственником государственного или муниципального жилищного фонда гражданину (нанимателю). Следовательно, жилые помещения (изолированные комнаты), которые были предоставлены гражданам до 01.03.2005г. в общежитии, на основании Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ считаются предоставленными им по договору социального найма с предоставлением права на приватизацию жилых помещений. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. №42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду». В соответствии с п.6 которого к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Следовательно, в жилом доме, в котором жилые помещения предоставляются по договору социального найма, могут быть и жилые помещения, предоставляемые гражданам в качестве общежитий. Считает, что статус «общежития» утрачивается применительно к жилому помещению (предоставленной комнате) в котором проживает заявитель, а не в отношении всего жилого дома. Согласно п. 10 ст.14,92ЖКРФ отнесение и исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда так же является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Как установлено Конституцией РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Самостоятельность которого предполагает, что оно в пределах своих полномочий вправе по своему усмотрению решать вопросы местного значения. Следовательно, суд не в праве своим решением снять статус «общежития» с <адрес>, либо обязать администрацию издать соответствующий правовой акт снятии данного статуса, либо внести изменения в ранее изданные правовые акты. В связи с чем просит Будяк А.А. в удовлетворении заявленных ею требований отказать в полном объёме.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя и ее представителя, представителя органа, чьи действия обжалуются – Администрации г. Хабаровска Рябовой Е.В., суд считает необходимым в заявлении Будяк А.А. отказать.
В соответствии со ст.56ГПКРФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В соответствии со ст.1ч.3ГПКРФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с Федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела.
Согласно ст.18Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.ст.3ч.1, 245 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст.255ГПКРФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Давая оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 ГПКРФ суд приходит к выводу, что изложенные в заявлении Будяк А.А. обстоятельства не нашли своего подтверждения.
Согласно п.2 ст.1ГКРФ право собственности в ряде случаев может быть ограничено. При этом ограничения могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ограничения права собственности имеют специальный характер, обусловленный особым правовым режимом. То есть, изменение или лишение права собственности возможно только в исключительных случаях, указанных в законе и при наличии государственной необходимости.
В соответствии со ст.209ГКРФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, основное содержание права собственности раскрывается через три важнейших правомочия, а именно: владеть, то есть реально им обладать; пользоваться, то есть извлекать из него выгоду, для которой имущества предназначено, и распоряжаться, то есть определять его юридическую судьбу.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Хабаровского городского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ утверждён акт государственной комиссии по приёмке в эксплуатацию общежития на <данные изъяты> мест по <адрес>
Постановлением Мэра города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён перечень объектов жилищного фонда АООТ «Остон» - завод им. С.М. Кирова, передаваемых в муниципальную собственность.
Согласно Приложению № к указанному распорядительному акту в перечень объектов жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность города Хабаровска, в числе прочих включено общежитие по <адрес> Вышеуказанная передача общежития в муниципальную собственность осуществлена на основании «Положения по определению пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности», утверждённого распоряжением Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ № «О реформе местного самоуправления». Во исполнение п.2 Постановления № указанный объект недвижимости был в ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр муниципальной собственности. То есть, передача вышеуказанного объекта недвижимости в муниципальную собственность произведена в соответствии с действующим на указанный период времени законодательством; особо надлежит отметить, что передавалось данное строение именно как общежитие (данное строение использовалось как общежитие и в реестре муниципальной собственности в настоящее время значится и используется как общежитие).
Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Примерное положение об общежитиях». На основании п.4 названного Положения, жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Таким образом, общежитие по <адрес> с момента его строительства, передачи в муниципальную собственность, зарегистрировано и используется как общежитие.
Будяк А.А. ссылается на ст.7 ФЗ №189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в соответствии с положениями которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящихся в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно ст.ст.60,62ЖКРФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры), которое было предоставлено собственником государственного или муниципального жилищного фонда гражданину (нанимателю). Следовательно, жилые помещения (изолированные комнаты), которые были предоставлены гражданам до 01.03.2005г. в общежитии, на основании Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ считаются предоставленными данным гражданам по договору социального найма. В связи с чем у данных граждан возникают права пользования предоставленными жилыми помещениями согласно ст.ст.60,61,64,65,67ЖКРФ в том числе и право на приватизацию предоставленных до 01.03.2005г. жилых помещений. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду». В соответствии с п.6 указанного постановления к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Изменение статуса жилого помещения в общежитии для указанных категорий лиц должно влечь за собой определенные правовые последствия, связанные с основанием предоставления таких жилых помещений гражданам. То есть, из временного характера предоставления по договору найма специализированного жилого помещения (на период работы) отношения трансформируются в постоянный характер, что меняет и правовой режим регулирования - возникают отношения из договора социального найма и вытекающие из подобного договора права и обязанности. При этом изменении правового статуса после 01.03.2005г. и заключение договора найма с жильцами после этой даты, может привести к невозможности приватизации данных жилых помещений на основании Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Следовательно, в жилом доме, в котором жилые помещения предоставляются по договору социального найма, могут быть и жилые помещения, предоставляемые гражданам в качестве общежитий. При этом статус «общежития» утрачивается применительно к жилому помещению (предоставленной комнате) в котором проживает Будяк А.А., а не в отношении всего жилого дома. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании: согласно решения Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № за Будяк А.А. признано право на приватизацию занимаемого ею с семьей жилого помещения №, в <адрес>, которое является квартирой (технический паспорта жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ); согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по договору на передачу жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, Будяк А.А. является собственником <адрес>; согласно регистрации по месту жительства Будяк А.А. проживает в жилом помещении - <адрес>, с которого снят статус общежития.
Ст.14ЖКРФ не указывает на то, что к компетенции органов местного самоуправления относится принятие решения об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду либо снятии статуса специализированного жилищного фонда, однако, ст.14ч.1п.10ЖКРФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относятся иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а так же законами соответствующих субъектов РФ.
Согласно ст.92ч.2ЖКРФ определено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 10 ст.14,92 ЖК РФ отнесение и исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда так же является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Как установлено Конституцией РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и вправе по своему усмотрению решать вопросы местного значения. Порядок изменения правового статуса общежитий определяется органами местного самоуправления. Согласно ст.209ГКРФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие нормативным правовым актам, что является его правом, а не обязанностью. Следовательно, суд не в праве своим решением снять статус «общежития» с <адрес>, либо обязать администрацию издать соответствующий правовой акт о снятии данного статуса, либо внести изменения в ранее изданные правовые акты. Как собственник общежития администрация города Хабаровска не имеет намерения снимать статус общежития с этого дома, в связи с чем нет оснований для удовлетворения требований заявителя Будяк А.А. в связи с приобретением ею в ДД.ММ.ГГГГ в собственность квартиры, о понуждении администрации применить правовой режим социального жилья для многоквартирного жилого дома.
Ссылка заявителя как основание для изменения статуса общежития на завышенные ставки оплаты на содержание и ремонт жилого помещения суд признает несостоятельным с учетом структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии со ст.154ЖКРФ. На основании ч.2 которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с Постановлением Мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг населением» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и осуществляется расчет предоставленных услуг населению. Учитывая, что данное постановление издано в пределах предоставленных полномочий, не признавалось незаконным, то его положения должны исполняться всеми лицами. При этом нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. Прекращение статуса общежитий не изменяет ни конструктивные, ни технические параметры жилых домов, ни степень их благоустройства, следовательно, не является основанием для изменения нормативов потребления, установленных ранее для данных жилых домов. Согласно техпаспорту домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имеет статус общежития. В техническом паспорте указаны площади комнат данного общежития. Поэтому гражданам, проживающим в указанном общежитии, размер платы за отопление рассчитывается исходя из площади комнат общежития и нормативов потребления отопления, утвержденного на 1 кв.м. площади комнат.
Таким образом, принимая во внимание, что перечень и стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества здания по <адрес> были приняты собственниками жилых помещений на общем собрании, проведённом путём заочного голосования, (что полностью согласуется с положениями п.7 ст.156ЖКРФ) у суда отсутствуют основания для признания неправомерными бездействий администрации г. Хабаровска по неисполнению законов и законодательства РФ по не оформлению документов по дому <адрес> в связи с изменением статуса жилого дома в силу закона и обязания администрации г. Хабаровска произвести оформление документов по изменению статуса дома на «Многоквартирный жилой дом» и по оплате за проживание в <адрес>.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных Будяк А.А. требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Будяк Альбины Алексеевны на неправомерные действия (бездействия) Администрации г. Хабаровска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через суд его вынесший.
Судья: подпись
копия верна: судья Кадакина С.Н.