Дело № 2-419/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерация
25.03.2011 года г. Хабаровска
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Куликовой И.И.
с участием представителя заявителя Марковой Г.В.,
прокурора Сова А.В.,
при секретаре Гайдукевич Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело заявлению Чибисова Алексея Владимировича об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307,
УСТАНОВИЛ:
Чибисов А.В., являясь начальником Хабаровского отделения филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт», обратился в суд с заявлением о признании представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 31.08.2010г. об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 - незаконным, ссылаясь на то, что данное постановлении было вынесено по итогам проверки по заявлениям потребителей, проживающих по ****, которой установлено, что гражданам, проживающим по данному адресу предъявляются к оплате платежные документы за потребленную электрическую энергию, исходя из показаний коллективного прибора учета, без согласования собственников, тем самым нарушается Жилищного кодекса РФ, Постановление правительства РФ № 307, ФЗ от 23.11.2009г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», Постановление Правительства Хабаровского края от 30.07.2009г. № 222-пр «Об утверждении Адресной программы Хабаровского края поэтапного перехода на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных приборов учета», в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг.
В соответствии со ст.39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, согласно ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ 23.05.06г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, в соответствии с абз. 2 п. 7 которых собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяются между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Во исполнение указанных норм действующего законодательства, а именно необходимости установки коллективного прибора учета на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, прибор учета по адресу: **** как следует из Акта 023/192 от 07 октября 2009г., установлены: ввод № 1 и ввод № 2 ВРУ-0,4 кВ, что позволяет его использовать в качестве расчетного в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и потребителями многоквартирного жилого дома.
Действующим законодательством на УК возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем, отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей компанией МУП ГХ «СЗ по СМО» и ОАО «ДЭК», которая в свою очередь делегировала все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учета. Условия заключенного Соглашения не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют.
Исходя из общих норм, регулирующих процедуру заключения договора энергоснабжения (соглашения о взаимодействии) основными документами, требование которых у контрагента по договору допускается для гарантирующего поставщика, определены в п. 62 Правил функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.10г. и обычаями делового оборота, которыми предусмотрено предоставление юридических документов, подтверждающих статуса контрагента по договору. При заключении договора энергоснабжения или Соглашения о взаимодействии, гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью собственников многоквартирного дома, на что в своем Представлении указывает прокурор, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы на собственников возложена императивно ЖК РФ и ГК РФ.
Кроме того, считает необоснованной ссылку прокурора на то, что его действиями нарушаются нормы ФЗ № 261. Согласно ч.1 ст. 13 указанного ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. В целях исполнения данной нормы, в доме был установлен общедомовой прибор учета, принятый в качестве расчетного для учета энергетических ресурсов жилого дома совместно с представителем управляющей организации, в чьем управлении находится данный дом. Между тем, часть 5 ст. 13 предусматривает, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Указанной правовой нормой на собственников возложена обязанность, за неисполнение которой последует ответственность, но не отсрочка исполнения федерального закона как это трактует Прокурор, и кроме того, указанный дом уже фактически оборудован данным общим прибором учета, в связи с чем, также ссылка Прокурора на п. 10 ст. 13 ФЗ-261, несостоятельна. Данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру Предоставлению услуг, организацией, на которую законом возложена обязанность по совершению определенных действий по отношению к потребителям, и соответственно предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета автоматически станет собственностью собственников жилого дома. Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учета дом и квартиру, как неправильно трактует данную норму прокурор. Кроме того, положения п. 10 ст. 13 распространяются для ресурсоснабжающей организации, исключительно в части направления до 01.07.10г. собственникам перечня организаций, которые имеют право производить соответствующие виды работ по оборудованию многоквартирного дома коллективными и индивидуальными приборами учета, которая была исполнена ОАО «ДЭК» в полном объеме.
Также, считает незаконным требование прокурора о необходимости соблюдения требований Постановления Правительства Хабаровского края от 30.07.09г. № 222-пр «Об утверждении Адресной программы Хабаровского края поэтапного перехода на отпуск ресурсов...), поскольку в Программу включены многоквартирные дома, расположенные на территории муниципальных образований, претендующие на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и выполнившие условия, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Согласно паспорта данной программы основными ее участниками являются Министерство ЖКХ края и органы местного самоуправления. Контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств, обозначенных в Программе, осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством жилищно-коммунального хозяйства края. Контроль ведется на основании представленных органами местного самоуправления края документов, подтверждающих выполнение программных мероприятий. Министерство жилищно-коммунального хозяйства края на основании представленных документов ежемесячно составляет сводный отчет о реализации программных мероприятий на уровне муниципальных образований края, об использовании финансовых средств. Соответственно, именно на ОМС, в рамках реализации адресной программы, возложена обязанность по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ формы N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденных Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100, и в последующем предоставлять их в адрес Министерства ЖКХ края.
В связи с тем, что неисполнение законных требований прокурора влечет привлечение его к административной ответственности, просит акт прокурорского реагирования по вышеуказанным основаниям признать незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Маркова Г.В., заявленные требования поддержала, суду пояснила о вышеизложенном, дополнив, что в оспариваемом представлении прокурора, речь идет о ****, жителям которого Хабаровским отделением филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАОР «ДЭК» услуга по электроснабжению не оказывается, счета на оплату не выставляются. К оплате предъявляются платежные документы за потребленную электрическую энергию проживающим по адресу: **** ****
Прокурор Краснофлотского района Сова А.В. в судебном заседании доводы заявления не признал, считает их необоснованными, а заявление не подлежащим удовлетворению. Суду пояснил, что в представлении прокурора речь идет о ****, что следует из его содержания, а указание на **** является опечаткой. По результатам проверки обращений граждан, было вынесено представление прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска 24.08.2010г. № 55-2010/262ж-2010. Считает, что организация вправе подать заявление об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц лишь в защиту прав граждан, а не организации, либо должностного лица этой организации, данное заявление подано в нарушение ст. 254-255 ГПК РФ. Считает, что обжалование внесения представления в адрес юридического лица как действия должностного лица (ненормативного правового акта) рассматривается в Арбитражном судопроизводстве.
Кроме того, в соответствии со 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Также считает, что установление оплаты за электрическую энергию, без имеющихся доказательств о ее потреблении конкретными гражданами, грубо нарушает права потребителей при продаже электрической энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 указанных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил. Таким образом, порядок расчета платы за электрическую энергию предусмотрен как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствие.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Из смысла данной нормы следует, что оборудование общедомовыми приборами учета многоквартирных домов осуществляется одновременно с оборудованием индивидуальными приборами учета.
В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов утверждена Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Согласно этой формы, организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации, и исполнение законом, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческий организаций.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой ****, является общежитием, где Актом № 023/192 абоненту № 5000 МУП ГХ «СЗ по СМО» - под управлением которой находится данное общежитие, 07.09.2009года, с участием представителей Энергосбыта и абонента – МУП «СЗ по СМО» г. Хабаровска, был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии для использования в качестве расчетного при оплате электроэнергии. В отношении руководителя ОАО «ДЭК» Чибисова А.В., по факту нарушения Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23.05.06 г. № 307 прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска было вынесено Представление № 55-2010/8к от 31.08.2010г., с требованием безотлагательно его рассмотреть и о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру.
В силу ч.1,2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно ч.1ст.36 и ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме. В нормативном единстве с указанными правовыми нормами находится и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, закрепляющая, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 указанных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил. Таким образом, порядок расчета платы за электрическую энергию предусмотрен как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствие.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Из смысла данной нормы следует, что оборудование общедомовыми приборами учета многоквартирных домов осуществляется одновременно с оборудованием индивидуальными приборами учета.
В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и б настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов утверждена Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Согласно этой формы, организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов, изложенных в Представлении прокурора, касающихся несоблюдения ОАО «ДЭК» при установке общедомового прибора учета требований действующего законодательства по обсуждению этого вопроса с жильцами ****, где такой прибор был установлен. По указанным выше основаниям доводы заявителя о том, что его обязанности ограничивались оповещением жильцов об организациях, имеющих право производить работы по оборудованию многоквартирного дома коллективными и индивидуальными приборами учета, являются несостоятельными.
Кроме того, в соответствии с п.п. 1.5. ст. 3 Постановление Правительства Хабаровского края от 30.07.2009 № 222-ПР «Об утверждении Адресной программы Хабаровского края поэтапного перехода на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 год и на перспективу до 2012 года» в 2010 году общедомовыми приборами учета в городе Хабаровске должны быть оборудованы лишь 7 многоквартирных домов. Также в соответствии с п. 6 указанной адресной программы документами, подтверждающими выполнение мероприятий Программы, являются акты выполненных работ по форме КС-2 в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, обязанность по установке общедомовых приборов учета возникает лишь с 01.01.2012 г. Установленный общедомовой прибор учета должен быть зарегистрирован в уполномоченным органе по форме КС-2. Отсутствие данной регистрации не позволяет использовать его как расчетный. В данном случае действия ОАО «ДЭК» по оборудованию дома общедомовым прибором учета не были произведены в соответствии с указанными положениями закона, напротив, повлекли нарушение положений закона в части несоблюдения интересов жильцов и процедуры установки и регистрации прибора.
Помимо этого, в соответствии с формулой 9, являющейся приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, данная формула используется при определении размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета и частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета для холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения. Формула 9 учитывает объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме виде коэффициента.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуги коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 25,26 таблица 8 Приложения к Правилам). Таким образом, размер платы учитывает технически неизбежные и обоснованные потери, в том числе электрической энергии, и затраты на общедомовые нужды. Правилами установлено, что в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии, исходя из расчета расхода на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества в многоквартирном доме, а при наличии стационарных электрических плит – также для приготовления пищи.
В соответствии со ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. По смыслу указанной нормы. Количество электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды каждым абонентом в жилом доме, должно рассчитываться по фактически потребленным объемам с учетом разделения на всех жильцов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что общедомовой прибор учета, которым оборудован многоквартирный ****, был установлен в нарушение предусмотренной процедуры, в том числе процедуры регистрации, что не позволяет использовать его как расчетный. Также суду не представлено доказательств, подтверждающих надлежащую фиксацию показаний общедомового прибора учета, позволяющую сопоставить произведенные начисления с ресурсами, фактически потребленными каждым абонентом, как того требует закон.
По смыслу вышеприведенных положений Закона «О прокуратуре в РФ», а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке, из чего следует, что представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, которым оно внесено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Чибисова Алексея Владимировича об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, через суд его вынесший.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 30.03.2011 года.
Копия верна: судья Куликова И.И.