Дело № 2- 1393/ 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июля 2011 года Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе : председательствующего судьи : Ковалевой Т.Н., при секретаре : Зиновьевой А.Р., с участием: представителя истца по доверенности от *** Федоровой С.В.; представителя ответчика- Администрации г. Хабаровска по доверенности от *** Гамаюновой Ю.С.; представителя ответчика ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» по доверенности от *** Есиной Е.В.,, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Моргунова Эдуарда Викторовича к Администрации г. Хабаровска, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» о признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора приватизации, У С Т А Н О В И Л : Истец Моргунов Э.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» о признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора приватизации, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что *** ему был выдан ордер ..., согласно которому он вселился в **** жилого **** по ... в ****. В ТУ Росимущества в **** информация по квартире отсутствует. В соответствии со справкой из ХКГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости и справкой из КГУП «Хабкрайинвентаризация» право собственности на объекты недвижимого жилого имущества на территории **** за истцом не зарегистрированы, в приватизации Моргунов Э.В. не участвовал. МЯН ( жена) отказывается участвовать в приватизации. В настоящее время она с детьми зарегистрирована и проживает в **** <данные изъяты>, ****. *** он обратился в Администрацию г. Хабаровска с просьбой разрешить приватизировать указанную квартиру, но в удовлетворении этой просьбы было отказано. *** Администрация г. Хабаровска направила ему письмо ... где сообщила, что служебная **** по <данные изъяты> является муниципальной собственностью и в связи с недостаточным количеством служебных жилых помещений администрация города не принимает решение о их приватизации. Данный отказ в приватизации жилья считает неправомерным и противоречащим ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», другого жилья в собственности он не имеет. Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности и препятствий для приватизации **** по <данные изъяты>. <данные изъяты> в <данные изъяты>, не имеется. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный жилой фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 92 ЖК РФ установлено: «1. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения;...» 2. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом». В соответствии с Постановлением №637 от 02.03.1995г. «Об утверждении перечня объектов жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность ****» Жилой дом по <данные изъяты> передан от ФСУ «Дальспецстрой» в муниципальную собственность. При этом, в данном документе нет ни одной ссылки о переводе данных квартир в служебные. Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по **** (Управление Россреестра по ****) в письме ... от *** сообщило об отсутствии информации о регистрации прав на здание по <данные изъяты> в Едином государственном реестре. Таким образом, отсутствуют правовые основания для применения Администрацией г. Хабаровска к возникшим правоотношениям ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, где предусмотрено, что: «Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» установлено, что: «п. 13. Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; в) технический паспорт жилого помещения; г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов. 14. Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений. 15. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами». Таким образом, документы, подтверждающие регистрацию здания по <данные изъяты> в **** в качестве специализированного в порядке, установленном действующим законодательством, отсутствуют, а, следовательно, оно специализированным не является. Вышеуказанную квартиру он получил за время службы в структуре ФСУ «Дальспецстрой». В <данные изъяты> поступил на военную службу. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на <данные изъяты>. составляет 18 лет 10 мес. В соответствии с Приказом ... от *** Спецстроя России, а также Приказом ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» ... от *** <данные изъяты> ликвидируется, все военнослужащие подлежат увольнению, в том числе и он. В настоящее время занимает должность ВРИО начальника филиала АТУ ... ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России». Руководствуясь ч1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений».В соответствии с ч.14 ст. 15 вышеуказанного закона «Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти...». В данной квартире он проживает с <данные изъяты> по настоящее время, иного жилья не имеет. Просит признать право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: ****, <данные изъяты>. <данные изъяты> ****; обязать Администрацию г. Хабаровска заключить договор на приватизацию жилья. Истец Моргунов Э.В. извещен о рассмотрении дела, представлено заявление, просит дело рассматривать в его отсутствии. Представитель истца по доверенности Федорова С.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что в спорное жилое помещение истец заселился на основании ордера от ***. Иного жилья не имеет. Ранее в приватизации не участвовал. Доказательств того, что квартира является служебной не имеется. Просит удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика – Администрации г. Хабаровска Гамаюнова Ю.С. заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: ****, <данные изъяты> ****, является муниципальной собственностью на основании постановления Главы администрации **** от *** .... На момент заселения Моргунова Э.В. *** в оспариваемое служебное жилое помещение действовали нормы ЖК РСФСР, а именно ст.ст. 101, 105, которыми определено, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Так, по волеизъявлению собственника жилого помещения - города Хабаровска, на основании Решения администрации **** от *** ... Моргунову Э.В. выдан ордер на служебное жилое помещение от *** ... серия КФ. Пунктами 1, 2 «Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ» утвержденные Постановлением Правительства РФ от *** ..., определено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Таким образом, государственный учет осуществляется не для установления правового статуса служебного жилого помещения, а в целях получения данных о количестве и правовом статусе имеющихся жилых помещений. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. На момент предоставления спорного жилого помещения в 2000 году действовали нормы ЖК РСФСР, в соответствии со ст. 101 жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Следовательно, для установления правового положения жилого помещения в качестве служебного было необходимо и достаточно решения исполнительного комитета, дополнительных требований к установлению правового статуса (специализированного жилого помещения) законодатель, в специальном законе, регулирующем жилищные правоотношения, не указывает. Таким образом, довод стороны, что правовой статус жилого помещения возникает исключительно в результате государственного учета жилого помещения как служебного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 не основан на нормах закона. В дополнительных пояснениях к исковому заявлению истец ссылается на необходимость регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в соответствии с правовой нормой п. 2 ст. 92 ЖК РФ, а так же «Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42. Однако, ссылка на указанные нормы закона неправомерна, в связи с тем, что закрепление указанного жилого помещения в статусе служебного состоялось до введения данных нормативно-правовых актов в действие. Статьей 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, служебное жилое помещение было предоставлено Моргунову Э.В. собственником квартиры - муниципальным образованием в <данные изъяты> году, смены собственника с указанного времени не происходило. В связи с тем, что Моргунов Э.В. проходит военную службу по настоящее время и в силу правовой нормы ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» целевой характер спорного жилого помещения не утрачен. На основании изложенного, требования истца являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат. Представитель ответчика ФГУП ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» по доверенности Есина Е.В. заявленные исковые требования признала, пояснила, что спорная квартира не была закреплена в качестве служебной за их предприятием. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований обратившегося. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В силу ст. 10 п. 3 ГК РФ, при осуществлении гражданских прав разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Учитывая, что жилищные правоотношения по поводу спорного жилого помещения возникли до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, то есть до 01 марта 2005 года, и продолжаются до настоящего времени, по смыслу ст. 6 ЖК РФ и ст. 5 Федерального закона « О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к рассматриваемым жилищным отношениям подлежат применению нормы как ЖК РСФСР, так и ЖК РФ. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, предоставленные им до ***, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних лиц, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами. Частью 1 ст. 4 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов м других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР ( действовавшей на момент возникновения правоотношений) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений ( действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Таковых доказательств суду не представлено. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Постановлением Главы администрации **** от *** ... утверждены списки на заселение квартир за счет лимита ФСУ «Дальспецстрой»- Моргунов Э.В. однокомнатная ****, состав семьи один человек. Согласно ордера на жилое помещение ... от *** Моргунов Э.В. вселился в **** по <данные изъяты> ****. Из лицевого счета ... от ***, поквартирной карточки следует, что по адресу: ****, <данные изъяты>, **** проживает и зарегистрирован с *** Моргунов Эдуард Викторович как наниматель жилого помещения. Согласно выписки из реестра домов муниципального жилищного фонда **** от *** **** по <данные изъяты> **** принята в муниципальную собственность на основании постановления Главы администрации **** от *** .... Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** от *** ... и справки <данные изъяты> государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости Подразделение по **** от *** право собственности на **** по ... **** не зарегистрировано. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** от *** ... и справки Хабаровского <данные изъяты> государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости Подразделение по **** от ***, справки КГУП «Хабкрайинвентаризация» от *** за Моргуновым Эдуардом Викторовичем не зарегистрировано прав на недвижимое имущество, в том числе в порядке приватизации. По информации ТУ Росимущества в **** от *** информация об объекте недвижимости, расположенном по адресу: ****, <данные изъяты>, **** отсутствует в реестре федерального имущества. Согласно технического паспорта по состоянию на *** спорное жилое помещение – **** по <данные изъяты>. <данные изъяты> **** является однокомнатной квартирой, общей площадью 33,2 кв.м., жилой площадью 17,3 кв.м.. то есть является изолированным жилым помещением. *** Администрацией г. Хабаровска было отказано Моргунову Э.В. в приватизации служебной **** по <данные изъяты> ****. МЯН представила заявление об отказе от участия в приватизации **** по <данные изъяты> ****. По информации Управления Жилищного фонда и приватизации жилья Администрации **** от *** **** по ... **** в число служебных жилых помещений в установленном законодательством порядке не включалась. Суд приходит к выводу, что истец, проживая в спорном жилом помещении с <данные изъяты> года, которое было предоставлено до <данные изъяты> года, право на другое жилое помещение не приобрел, длительное время пользуются спорным жилым помещением, выполняя обязанности нанимателя жилого помещения, тем самым Моргунов Э.В. приобрел право пользования вышеуказанным спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, при отсутствии оснований для его выселения. Документов, подтверждающих отнесение спорной квартиры к числу «служебных» суду не представлено. В соответствии со ст. 13 ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введение в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п 1 ч 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В отношении спорного жилого помещения статус «служебное» не подтвержден и в соответствии со ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» подлежит передаче в собственность граждан в порядке приватизации. В силу ст. 11 ФЗ № 1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. По смыслу указанного закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно его лишен. Право граждан РФ на жилище также следует из ст. 1 ЖК РСФСР и ст. 3 ЖК РФ. Поскольку судом установлено право пользования спорным жилым помещением истцом Моргуновым Э.В. на основании договора социального найма, а также право на приватизацию, суд находит возможным в целях реализации установленного права, возложить на ответчика обязанность заключить с истцом в порядке, установленном законодательством, при предоставлении необходимых документов, договор передачи в собственность бесплатно занимаемого жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Моргунова Эдуарда Викторовича удовлетворить. Признать за Моргуновым Эдуардом Викторовичем право на приватизацию жилого помещения- **** по <данные изъяты> <данные изъяты> ****, общей площадью 33,2 кв.м., жилой площадью 17,3 кв.м., согласно технического паспорта по состоянию на ***. Возложить на Администрацию г. Хабаровска обязанность заключить с Моргуновым Эдуардом Викторовичем договор передачи жилого помещения, расположенного по адресу: ****, <данные изъяты>, **** собственность бесплатно в установленном законом порядке, при предоставлении необходимого пакета документов. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течении 10 дней со дня составления мотивированного решения суда, через суд, его вынесший. Судья : подпись Копия верна: судья Т.Н. Ковалева