приватизация жилого помещения



Дело № 2-847/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011г. г. Хабаровск

Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи : Ковалевой Т.Н.,

при секретаре : Паршиной А.В.,

с участием : представителя истца по доверенности от *** Надежкина Е.В., представителя ответчика – Администрации г. Хабаровска по доверенности от *** Гамаюновой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лощинина Сергея Николаевича к Администрации г. Хабаровска о признании права на приватизацию жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец Лощинин С.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска о признании права на приватизацию жилого помещения, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в соответствии с ордером на жилое помещение ... от ***, выданного Исполнительным комитетом Краснофлотского Совета народных депутатов его семье из четырех человек, была пре­доставлена квартира, расположенная по адресу: ****, при этом статус жилого помещения в ордере, определен как «служебное». В <данные изъяты> года обратился в Администрацию г. Хабаровска с заяв­лением о даче разрешения на оформление договора приватизации спор­ного жилого помещения в общую долевую собственность. Администрация г. Хабаровска, рассмотрев его заявление, отказала в предоставлении согласия на передачу в собственность спорного жилого по­мещения, ссылаясь на то, что в <данные изъяты> году во временное пользование, в связи с характером трудовых отношений с жилищным производственно-эксплуатационным трестом ..., и в соответствии со ст. 101 Жилищного ко­декса РСФСР, действовавшего на момент предоставления квартиры, ему предоставлена служебная жилая площадь. С предоставленным отказом невозможно согласиться по следующим об­стоятельствам: трудовые отношения с указанной выше организацией оформлены с ***; прекращены *** в связи с сокращением штатов и более на данном предприятии, им, трудовая деятельность не осуществля­лась. Письменных предписаний об освобождении жилой площади после рас­торжения трудового договора не направлялось. Согласно выписки из ЕГРП от ***, предоставленной Управ­лением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар­тографии по **** статус служебного жилого помещения спорной квартиры, собственником не устанавливался. Данное обстоятельство подтверждается справкой от *** ..., выданной <данные изъяты> государственным предприятием технической инвентаризации и оценки недвижимости. В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительно­го комитета районного, городского, районного в городе Совета народных де­путатов. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специали­зированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фон­да, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инва­лидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включе­ние жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законода­тельством Российской Федерации. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жи­лой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть за­регистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Поэтому, администрация г. Хабаровска неправомерно признала служеб­ным занимаемое его семьей жилое помещение и отказала в приватизации этого помещения. Кроме того, следует учитывать, что требования о выселении из назван­ного жилого помещения после расторжения трудового договора на протяже­нии 10 лет никем не предъявлялись, а также то, что в настоящее время граж­дане, проживающие в спорной квартире, не могут быть выселены из зани­маемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жи­лищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что гражда­не, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, со­стоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждаю­щихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помеще­ний, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жи­лищного кодекса Российской Федерации. Просит признать за ним право на приватизацию жилого помещения расположенного по адресу: ****.

Истец Лощинин С.Н. извещен о рассмотрении дела по существу, представил заявление просит рассматривать дело в его отсутствии.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Надежкин Е.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации г. Хабаровска по доверенности Гамаюнова Ю.С. заявленные исковые требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным ( в частности служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.. В соответствии с реестром жилых помещений муниципального жилищного фонда основанием отнесения спорного жилого помещения к муниципальному жилищному фонду является решение <данные изъяты> Совета народных депутатов от *** 6-я сессия 21 созыв. С момента предоставления жилого помещения по настоящее время смены собственника жилого помещения не происходило, в связи с чем правовой режим специализированного спорное жилое помещение не утратило. Ст. 215 ГК РФ определено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст. 4 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Аналогичная правовая норма содержится в ч 3 ст. 92 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица Лощинина И.Н., Лощинина Н.С., Лощинин Н.С. извещены о рассмотрении дела, представлено заявление, просят дело рассмотреть в их отсутствии, против удовлетворения исковых требований не возражают, сами от участия в приватизации отказываются.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований обратившегося по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

К рассматриваемым жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие нового Жилищного Кодекса РФ (01.03.2005 г.) и продолжающимся до настоящего времени, подлежат применению нормы как ЖК РСФСР, так и ЖК РФ.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР ( действовавшего на период возникновения жилищных правоотношений), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительно­го комитета районного, городского, районного в городе Совета народных де­путатов.

Согласно ст. 108 ЖК РСФСР ( действовавшего на период возникновения жилищных правоотношений), без предоставления другого жилого помещения, в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, либо по сокращению численности или штата работников.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением главы администрации Краснофлотского **** ... от *** утвержден список на заселение двухкомнатной ****- жилищного треста ....

Согласно протокола заседания профсоюзного комитета МП ЖПЭТ <данные изъяты> от *** решили просить администрацию **** разрешить повторное заселение двухкомнатной ****, которая предоставлена Лощинину С.Н., состав семьи 5 человек.

Постановлением ... от *** Главы Администрации Краснофлотского **** утвержден список Муниципального предприятия « Жилищный производственно-эксплуатационный трест ...» на заселение двухкомнатной благоустроенной служебной **** ( Лощинин С.Н.. состав семьи 5 человек).

*** Лощинину С.Н. выдан ордер на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ****.

Согласно лицевого счета ...; <данные изъяты> от *** по адресу: <данные изъяты> зарегистрированы: Лощинин Сергей Николаевич с *** как наниматель вышеуказанного жилого помещения; Лощинина Ирина Николаевна; ...; Лощинин Александр Сергеевич; Лощинина Наталья Сергеевна; Лощинин Николай Сергеевич- как члены семьи нанимателя.

Данное обстоятельство подтверждается поквартирной карточкой.

Факт нахождения Лощинина С.Н. в трудовых отношениях с МЖПЭТ ... подтверждается представленной трудовой книжкой.

Согласно выписки из реестра ( учета) жилых помещений муниципального жилищного фонда **** от *** **** принята в муниципальную собственность на основании решения <данные изъяты> краевого Совета народных депутатов от ***, 6-я сессия 21-й созыв.

Уволен Лощинин С.Н. *** по п.1 ст. 33 КЗоТ РФ по сокращению штатов.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от *** Муниципальное предприятие « Жилищный производственно-эксплутационный трест ...» прекратило свою деятельность *** на основании решения Арбитражного суда.

Согласно справки КГУП <данные изъяты> от *** и сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** от *** ... право собственности на **** не зарегистрировано.

Из технического паспорта по состоянию на *** следует, что жилое помещение – **** имеет общую площадь 42,4 кв. м.; жилую площадь 27,8 кв. м.

*** Лощинину С.Н. Администрацией г. Хабаровска был дан ответ по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения, из которого следует, что в связи с недостаточным количеством служебных квартир, администрация города не принимает решение об их приватизации.

Согласно справки <данные изъяты> государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости Подразделение по **** от ***, справки КГУП «<данные изъяты> от ***, сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** от *** ... ; от *** ... за Лощининым Сергеем Николаевичем не зарегистрировано право собственности на какое либо недвижимое имущество, в том числе и приватизированную квартиру.

Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положения ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Факт принятия решения о передачи служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст.2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ».

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации, то есть, указанные жилые помещения перестают быть служебными и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, предусмотренный главой 8 ЖКРФ. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании ст.2 Закона РФ от 04.07.1991года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец фактически пользуется спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, в связи с чем имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Давая оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 ГПКРФ суд приходит к выводу, что Лощинин С.Н., являясь нанимателем спорного жилого помещения, в установленном законом порядке вселился в спорное жилое помещение, где он, проживает с 2001 года, приобрел право пользования спорным жилым помещением, при отсутствии оснований для его выселения.

Представителем ответчика в судебном заседании не представлено доказательств в обоснование своих возражений. Факт правомерного вселения, открытия лицевого счета, фактическое заключение договора социального найма указывает на возникновение у истца прав и обязанностей нанимателя жилого помещения. При этом судом учитывается и тот факт, что после ликвидации МЖПЭТ ..., за которым фактически была закреплена спорная квартира, статус « служебной» фактически утрачен.

Вместе с принятием 01.03.2005 г. Жилищного кодекса РФ на Администрацию г. Хабаровска как на собственника муниципального жилищного фонда были возложены обязанности по включению в установленном законом порядке служебных жилых помещений в специализированный фонд. Данная обязанность должна быть осуществлена и в отношении жилых помещений, которые предоставлялись в качестве служебных и до введения в действие ЖК РФ, поскольку в соответствии с ч 3 ст. 6 ЖК РФ к жилищным правоотношениям, возникшим до введения акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В соответствии с п.2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ переход права собственности на служебное жилое помещение, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник жилого помещения или юридическое лицо, которому передано жилое помещение, является стороной трудового договора с работником-нанимателем жилого помещения. Согласно материалов дела, Лощинин С.Н. как наниматель спорного жилого помещения, в трудовых отношениях с собственником жилого помещения не состоит. В обоснование возражений, представителем Администрации г. Хабаровска не представлено документов, подтверждающих статус «служебное» спорного жилого помещения, представлено только постановление об утверждении списка на заселение. Таким образом, решение о присвоении спорной квартире статуса служебного жилья, как установлено судом, не принималось. Исходя из изложенного, к спорному жилью может быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Препятствий в передаче истцу занимаемого жилого помещения в соответствии со ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» не имеется.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что в случае принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Таковых доказательств суду не представлено.

В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают и из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности..

В соответствии с ч.3 ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется и путем признания жилищного права.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ, в постановлении от 03.11.1998 г № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, мест его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие к особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Аналогичный подход сохранен в ЖК РФ, действующим с 01.03.2005 года, который предусматривает сохранение специализированного жилого фонда, к которому относится и служебное жилое помещение, которое не может быть приватизировано в силу закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии со ст. 13 ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введение в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п 1 ч 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Лощинин С.Н. был уволен из МП МЖПЭТ ... по сокращению штатов и не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

В силу ст. 11 ФЗ « О приватизации жилищного фонда», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно его лишен. С учетом нарушенных жилищных прав обратившегося, лишенного возможности распорядиться квартирой по своему усмотрению и разрешить спор о восстановлении жилищных прав в ином порядке, исковые требования являются обоснованными. Согласно ч 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лощинина Сергея Николаевича удовлетворить.

Признать за Лощининым Сергеем Николаевичем право на приватизацию жилого помещения- ****, общей площадью 42,4 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м., согласно технического паспорта по состоянию на ***.

Возложить на Администрацию г. Хабаровска обязанность заключить с Лощининым Сергеем Николаевичем договор передачи жилого помещения, расположенного по адресу: **** собственность бесплатно в установленном законом порядке, при предоставлении необходимого пакета документов.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда, через суд его вынесший.

Судья: подпись

Копия верна: судья Т.Н. Ковалева